С небес на землю. Телеком-отрасль становится все более политизированой

Автор фото: Vostock-Photo

Российский телеком–бизнес очень гордится тем, что во главе большинства компаний, которые строили отечественную связь с нуля, были технари, а не менеджеры. И тем грустнее представителям рынка сегодня, поскольку отрасль с каждым днем становится все более политизирована.

Пока западные операторы запускают коммерческие сети 5G и отправляют в космос спутники для создания глобального Wi–Fi, российский бизнес весь 2019 год не мог договориться с властями о куда более приземленных материях.

Сотовый застой

Согласно подсчетам аналитического агентства "ТМТ–Консалтинг", объем рынка телекоммуникаций в 2018 году достиг 1,7 трлн рублей. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство называет схожую цифру — 1,64 трлн. Ожидается, что в 2019 году он превысит 1,69 трлн, в 2020–м — 1,73 трлн, а к 2022 году достигнет 1,82 трлн.
Значительно увеличить абонентскую базу операторам не удается, этот тренд сохраняется на протяжении последних лет. Почти все, кто хотел получить сим–карту, сделали это много лет назад. По оценкам аналитической компании AC&M Consulting, за первое полугодие 2019 года суммарное число абонентов мобильной связи в России возросло с 258,7 млн до 260,6 млн человек. Большинство "новичков" приходится на Tele2, они подключили 1,88 млн человек. "МегаФон" набрал 700 тыс. человек, МТС — 90 тыс., а "ВымпелКом" потерял 920 тыс. (по данным пресс–службы, из–за оздоровления абонентской базы и сохранения только действующих клиентов).
Операторы ждут, что ситуация изменится с приходом 5G и развитием M2M — межмашинного взаимодействия. В перспективе каждый чайник в доме и каждый станок на производстве будет подключен к сети, обеспечить их связь помогут телеком–провайдеры. Но пока чуда не случилось, и операторы ищут обходные пути, чтобы компенсировать снижающиеся доходы от традиционного телекома.
"Самые громкие события на рынке, на наш взгляд, так или иначе связаны с сетями пятого поколения. От того, насколько быстро 5G станет массовой и доступной технологией, зависит уровень цифровизации экономики страны и ее конкурентоспособность на международных рынках", — рассказывает директор МТС в Петербурге и Ленобласти Павел Коротин. Он напоминает, что в 2019 году операторы уже запустили тестовые зоны 5G в Москве и Петербурге, причем сеть нового поколения в Кронштадте стала первой в стране, охватившей целый город.
Дополнительное финансовое бремя на операторов накладывают власти. Провайдеры вынуждены искать деньги на систему оперативно–разыскных мероприятий и "пакет Яровой". "Большая четверка" оценивала свои расходы в 35–50 млрд рублей у каждого на ближайшие 5 лет. Недавно операторы обратились к властям с просьбой субсидировать покупку оборудования, обсудить это предложение уже согласился Минпромторг.
Оборудование для "суверенного интернета" (российской сети, которая сможет работать автономно при его отключении от зарубежного сегмента) власти должны предоставить за свой счет, но косвенно это все равно может привести к потерям для операторов. Есть риск, что техника, которая будет фильтровать трафик провайдеров, замедлит передачу сигнала. При таком сценарии никакой 5G России в ближайшие годы не грозит.
Еще сильнее сложившаяся ситуация отразится на мелких и средних операторах проводной связи. "На провайдеров давят не только рыночные, но и законодательные факторы. В результате у многих снижается маржинальность, поскольку в текущих обстоятельствах они не могут обеспечить прирост абонентской базы. В результате этот год, как и следующий, — год консолидации и укрупнения ведущих телеком–компаний, поскольку мелкие и средние уйдут с рынка", — рассуждает генеральный директор оператора "Комфортел"Дмитрий Петров.
Тем временем крупные операторы вынуждены искать для строительства сети нового поколения так называемые долгие деньги. Срок окупаемости и бизнес-модель 5G–проектов никому пока не понятны, однако вкладываться в технологии, чтобы сильно не отстать от остального мира, нужно уже сейчас.

Следите за руками

Прогнозы экспертов телеком–рынка на 2019 год почти полностью оправдались. Основной тренд в сегменте b2c — повышение стоимости услуг связи. По словам генерального директора аналитического агентства TelecomDaily Дениса Кускова, в среднем тарифы выросли на 8–15%.
Согласно результатам исследования этой компании, увеличение тарифов заметили 74% опрошенных (40% назвали повышение цен значительным, 34% — незначительным). Для оптимизации затрат 10% абонентов уже сменили оператора, еще 12% планировали сделать это в 2019 году. В рамках своего оператора тариф уже сменили 18% респондентов, планируют — 12%. Несмотря на это, операторам удается сохранять лояльность клиентов. Перейти к конкурентам готовы лишь 9% абонентов "МегаФона", 11% — Tele2, 12% — "ВымпелКома". Наименее лояльны абоненты МТС — смену оператора допускают 13% клиентов.
Директор по маркетингу и интегрированным коммуникациям Западного региона ПАО "ВымпелКом" Артем Денисов рассказывает, что из–за увеличения объемов перехода абонентов к конкурентам операторы все больше занимаются повышением лояльности, "разрабатывая специальные программы по улучшению сервиса для сохранения собственных клиентов".
Сами операторы, впрочем, смотрят в будущее довольно оптимистично. Несмотря на сдерживающие условия развития, им удается наращивать выручку. В первую очередь за счет высокодоходных абонентов, использующих сразу много услуг в рамках одной экосистемы. Логика проста — оператор предоставляет сервисы своих партнеров (будь то сервис по продаже билетов в театр у МТС или магазин компьютерных игр у "МегаФона") на специальных условиях, и абоненту проще и дешевле пользоваться ими в рамках одного чека. В результате выручка "МегаФона" в III квартале выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,4% и составила 90 млрд рублей, у МТС этот показатель вырос на 4,6%, до 133,9 млрд рублей, у Tele2 — на 15,5%, до 43,1 млрд.
Снизилась выручка только у "ВымпелКома" (до 74,7 млрд рублей, на 2,7% в годовом исчислении). "Значительного роста по направлению дополнительных сервисов и выручки от мобильных финансовых сервисов оказалось недостаточно для того, чтобы компенсировать снижение выручки в голосовом сегменте", — комментируют в корпоративном блоге компании свою финансовую отчетность за III квартал.

Альтернативные пути

В "МегаФоне" рассказывают, что в сложившихся обстоятельствах основным драйвером выручки стал мобильный дата–трафик в сетях 3G и 4G, потребление которого из года в год увеличивается. Этот трафик генерируется в самых разных источниках — онлайн–игры, трансляции и т. д. Операторы стимулируют передачу данных по своим сетям, предлагая абонентам эксклюзивные предложения с интернет–сервисами.
"Потребительские тренды также продолжили укрепляться, абоненты все больше диджитализируются, заменяют sms и голосовые звонки общением через мессенджеры. Даже получать консультации многим теперь проще у чат–бота в мобильном приложении, чем звонить живому человеку в службу поддержки, а объем подключений в интернет–магазине вырос в несколько раз", — рассказывает Артем Денисов.
Довольно символичным стало партнерство "МегаФона" с международным сервисом онлайн–знакомств Tinder. Абоненты оператора получают эксклюзивные условия на платные функции приложения. Тогда в компании объяснили такой шаг "возможностью показать клиентам, что все пути, особенно для молодых, неженатых, задорных, веселых, открыты". Фактически же это партнерство показывает, что операторы изо всех сил пытаются найти все больше разных "заходов" к аудитории, по крупицам повышать совокупную прибыль и привлекать новых абонентов.
"Операторы продолжают развивать digital–сервисы и выстраивать экосистему вокруг своих базовых услуг, предлагая клиентам новые возможности потребления цифровых продуктов. Здесь и новые возможности big data, интернет вещей, телемедицина и другие партнерские проекты в разных сферах", — рассказывают в пресс–службе Tele2. Также в компании отметили, что в 2019 году завершили в Петербурге и Ленобласти инвестиционный проект на сумму более 2 млрд рублей.
"Сейчас около 20% выручки МТС получает за счет не телекоммуникаций, а новых бизнесов — интеграторские, финансовые, облачные продукты и сервисы, разработки на базе искусственного интеллекта и анализа больших данных, Entertainment, умное образование и медицина", — добавляет Павел Коротин.
Если резюмировать, то итоги года, несмотря на бурную деятельность операторов и общее улучшение качества связи в регионах, скорее плачевные. Если в прошлом году можно было смело фантазировать о скором появлении 5G и внедрении интернета вещей, то сейчас эти перспективы становятся более туманными. Отечественную телекоммуникационную отрасль невозможно сбить с пути: она не знает, куда идет.