Розничный двигатель. Банкиры оценивают уходящий год как более успешный, чем 2018-й

Автор фото: Vostock-Photo

Уходящий год банкиры в целом оценивают как чуть более успешный, чем предшествовавший. Несмотря на продолжающиеся ужесточения требований регулятора.

В 2019 году темпы сокращения количества местных кредитных организаций ускорились в два раза. Если в 2018 году лицензий лишились всего два банка (на "Советский" и МБСП приходилось 10% совокупных активов местных банков — без учета тройки крупнейших), то в текущем году с рынка ушли сразу пять кредитных организаций.
Фактически нужно говорить только о двух инцидентах — в июне ЦБ РФ лишил лицензии банк "Прайм Финанс", обнаружив в его кассе недостачу на 200 млн рублей, а в декабре — Невский банк, из которого за неделю пропало 3,3 млрд рублей. Три других случая были ожидаемы: Балтийский банк ликвидирован в мае по решению своего санатора Альфа–Банка, датский Danske Bank, акционер местного Данске Банка, еще минувшей зимой объявил об уходе своей российской "дочки" из РФ, а собственники НКО "21 век" банально не стали увеличивать уставный капитал до установленного ЦБ РФ минимума. Все три игрока не являлись серьезными участниками банковского рынка: например, по сообщению АСВ, объем страховых выплат вкладчикам Данске Банка составил ровно 40 тыс. рублей.
К концу года количество петербургских кредитных организаций снизилось до 25 (включая две НКО и 23 банка).

Подвижные пакеты

Радикальная смена собственников в банках происходит от силы раз в несколько лет: в 2015 году Александр Кашин продал банк "Александровский", в 2018 году полностью сменились акционеры в Энергомашбанке. В 2019 году на рынке не были замечены какие–либо знаковые сделки с капиталом банков, в основном были покупки неконтрольных пакетов акций, как правило не превышающих долю 10% капитала. Изменения в составе Невского банка происходили на протяжении нескольких лет, в итоге к осени 2019 года состав акционеров почти полностью обновился — прежний контролирующий собственник Сергей Гирдин окончательно расстался с банком. ПСКБ привлек в состав акционеров АО "Каравай", банк "Александровский" — Александра Пустовалова, а член совета директоров Заубер Банка Валентин Степанов продал свой пакет тем же лицам, у которых приобрел его менее года назад.
Подошла к концу оптимизация структуры собственников в банке "Викинг", а в Невастройинвестбанке, напротив, вопреки событиям вокруг "Метростроя", собственники не меняются несколько лет. Банк по–прежнему контролирует глава "Метростроя" Николай Александров. Собственники Горбанка — супруги Андрей и Ольга Голубевы — осенью текущего года продали все топливные активы и эксплуатирующие компании Петербургской топливной компании структурам "Роснефти". Это позволило отдельным экспертам предполагать, что та же участь может постичь и банковский актив. Другие аналитики предполагают, что вырученные деньги, наоборот, позволят супругам инвестировать в развитие своего финансового бизнеса.
В иногородних банках происходили в основном кадровые события: филиал Россельхозбанка возглавил экс–руководитель "Российского капитала" и местного СбербанкаАлексей Кольчик, Альфа–Банк переманил на должность директора филиала предправления санируемого банка "Таврический"Илью Злуницына.

Прибыльные комиссии

По итогам прошлого года без учета ВТБ местные банки заработали прибыль в размере 9,9 млрд рублей, с убытками год закончили 40% банков. Прибыль ВТБ, занимающего второе место в российской банковской системе, достигла 240 млрд рублей. Итоги 2019 года банкиры будут подводить вплоть до 31 марта будущего года, но по результатам 9 месяцев уже понятно, что работа стала приносить им больше денег: местные банки без ВТБ заработали свыше 15 млрд рублей. ВТБ прогнозирует прибыль за 2019 год в размере 200 млрд рублей.
В последние месяцы года традиционно увеличивается спрос на кредитные и депозитные ресурсы. При отсутствии форс–мажоров большинство банков смогут побить собственные рекорды прошлых лет. Основным рынком становится розница и дальнейшее стремление увеличить комиссионные доходы, так как заработать на процентах банкам с каждым годом становится все сложнее.
Банк России последовательно снижал ключевую ставку — с 7,75% годовых в начале года до 6,5% к декабрю. Изменение отразилось на ставках по кредитам (средневзвешенная по корпоративным кредитам сроком до 1 года снизилась с 9 до 8,28% годовых без учета Сбербанка, в рознице — с 18,64% годовых до 13,75%). Повлияла ключевая ставка и на снижение доходности депозитов: базовая ставка (рассчитывается по максимальным ставкам банков, на которые приходится две трети объема привлеченных средств) снизилась с 7,8% годовых по вкладам от 6 месяцев до года до 7,3% в декабре.
Снижение ставок по кредитам привело к росту объемов кредитования. За 10 месяцев 2019 года кредитный портфель юрлиц в Петербурге вырос на 2,8% — до 2,2 трлн рублей, доля просроченной задолженности уменьшилась на 0,1 процентного пункта (п. п.), до 6,1%. Более активно вырос розничный бизнес. Задолженность по кредитам увеличилась на 17,5%, до 929 млрд рублей, доля проблемных кредитов опустилась на 0,6 п. п., до 3,2%. Объем розничных срочных депозитов увеличился на 6%, до 2,266 трлн рублей, в корпоративном сегменте рост составил 19%, до 618 млрд рублей.

Влияние государства

"Ключевыми изменениями 2019 года можно назвать распространение страховки АСВ на деньги малого и среднего бизнеса (МСБ) до 1,4 млн рублей, а также введение показателя предельной долговой нагрузки (ПДН) в розничном кредитовании, — говорит Александр Казанский, директор дивизиона "Центр" Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР). — Банки стали больше внимания уделять качественным клиентам, что сказалось на усилении конкуренции за "хороших" заемщиков. Благодаря страхованию депозитов юрлиц наметился отток клиентов из числа МСБ из госбанков в частные. По Петербургу за год число таких клиентов в частных банках выросло на 15–20%".
"Рынок корпоративного кредитования в целом оставался ровным. В основном ввиду осторожной инвестиционной политики, проводимой бизнес–сообществом. Новые проекты компенсировались выбытием некоторых игроков, ранее активно привлекавших кредиты", — подтверждает Елена Шевелева, старший вице–президент Росбанка.
"Негативные моменты остаются теми же, что и ранее: банкротства корпоративных клиентов, которые создают дополнительный скепсис со стороны участников рынка в отношении корпоративных заемщиков, и, как результат, ужесточаются процедуры оценки таких клиентов. Позитивный фактор — рынок растет, хотя и не во всех сегментах, и для банков существует объем работы и по новым сделкам, и по частичному замещению существующих", — полагает Александр Конышков, управляющий филиалом СМП Банка в Петербурге.
Местные банкиры настроены более скептично. "Мы отмечаем продолжающийся рост доли государственных и окологосударственных структур на финансовом рынке и не видим перспектив по изменению тенденции в обозримом будущем. Это, в свою очередь, дает государству возможность показывать хорошую динамику по банковской системе в целом, — отмечает Геннадий Ветров, генеральный директор — председатель правления Энергомашбанка. — Также мы видим осторожные поведение и ожидания клиентов почти по всему спектру клиентской базы, более характерные для стагнации или ожидания спада в экономике".