Дать по газам. Петербург претендует на федеральную поддержку рынка газомоторного топлива

Автор фото: ТАСС

Федеральное правительство использует дополнительные меры для развития рынка газомоторного топлива — компенсации за строительство заправок и переоборудование транспорта. Одновременно с этим в сторону выпуска авто на голубом топливе уже смотрят большие автоконцерны.

Хорошая новость для всех бережливых — в отношении природы и собственного кошелька: премьер–министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о развитии рынка газомоторного топлива. До 2024 года из бюджета страны ежегодно будут выделять регионам 4,2 млрд рублей — на ввод в эксплуатацию более 100 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и переоборудование 2,5 тыс. единиц автотранспорта для работы не метане каждый год.
"Целью реализации программы поддержки является создание в указанных субъектах Российской Федерации минимально достаточной инфраструктуры заправки природного газа и достижение по итогам 2024 года показателей 1,2 тыс. единиц АГНКС и 300 тыс. единиц автомобильного транспорта на метане в целом по стране", — пояснил заместитель министра энергетики РФ Антон Инюцын.
Петербург в числе 27 субъектов, которые в первую очередь могут претендовать на государственные деньги. По количеству введенных в эксплуатацию заправок и переоборудованных авто Минэнерго будет ежегодно оценивать эффективность использования регионами бюджетных средств.

Посчитают пистолеты

Самая интересная часть документа — правила субсидирования строительства газовых заправок и переоборудования транспорта для его работы на метане. На комплексное возведение станции (начиная от приобретения земельного участка и заканчивая строительно–монтажными работами) из федерального бюджета могут выделить не более 40 млн рублей. Однако регион по собственному усмотрению может добавить инвестору "из своих". Прописаны и требования для заправочных станций: выходная мощность — от 500 м3 газа в час, не менее четырех постов (пистолетов), аккумуляторы газа на территории должны быть от 2 тыс. л. Для криоАЗС (криогенное топливо получают по технологии сжижения газа при температуре ниже –153°С) объем резервуаров для хранения должен быть как минимум 50 м3. И все оборудование для заправки должно быть новым. В зависимости от параметров цена строительства такой станции колеблется в пределах от 100 млн до 300 млн рублей.
В Петербурге, согласно данным 2GIS, более 80 газовых заправок — пропан–бутановых и метановых. Метан — это компримированный (или сжатый) в специальных установках природный газ (КПГ). Его главные преимущества — простота транспортировки и 100%–ное сгорание в двигателе автомобиля. Не говоря уже о дешевизне в сравнении с бензином и дизелем — в Петербурге цена за кубометр метана в среднем составляет 18 рублей.
"Быстрее всего у нас в стране развивается КПГ — природный газ, сжатый примерно до 200 атмосфер и использующийся в качестве топлива. Особенность КПГ в том, что для его производства, по сути, не требуется завод, любая АГНКС и есть небольшое предприятие, которое это топливо производит. На каждой станции стоит компрессор, который создает необходимое давление, в остальном тот газ, который поступает из трубы, уже полностью соответствует всем параметрам, чтобы стать моторным топливом", — говорит председатель Совета национальной газомоторной ассоциации Валерий Голубев.
В Петербурге из резервного фонда правительства РФ привлекут 120 млн рублей — на строительство трех АГНКС "Газпрома". В октябре на Петербургском международном газовом форуме правительство города и "Газпром" подписали план мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива. Согласно документу, к 2023 году в Санкт–Петербурге будет работать 25 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Общий объем потребления компримированного природного газа на транспорте вырастет до 48,4 млн м3 в год. На природное топливо планируется перевести 1,6 тыс. легковых и 450 грузовых автомобилей, а также 100 автобусов. Пока в городе работает шесть газовых заправок, эксплуатируется 163 газомоторных автобуса, 14 единиц уборочной техники, семь единиц специального грузового транспорта. К 2023 году городом запланировано увеличение до 400 единиц техники, работающей на компримированном природном газе.

Перестройка сгорания

Переоборудование авто под "газовое питание" тоже наполнено нюансами. Компенсировать из государственной кубышки готовы переформатирование авто, которое было выпущено и зарегистрировано на территории РФ. В 2020 году его возраст не должен превышать 10 лет, а после 2022–го "правительственный эйджизм" сужается до 5 лет.
Требования к "отечественности" и возрасту прописаны также и в отношении самого оборудования. Перевод авто на метан оценивается в зависимости от класса и массы. Так, легковой "конь" массой до 1,8 т оценивается в 27 тыс. рублей, более 2,5 т — в 42 тыс. рублей. За работы на легком грузовом транспорте возместят 48 тыс. рублей, на автобусе до 8 м — 63 тыс. рублей. Самые большие субсидии за замену оборудования — магистральному тягачу (147 тыс. рублей).
В Петербурге в среднем установка на автотранспорт ГБО с 4 цилиндрами стоит от 25 тыс. до 32 тыс. рублей, с 6 цилиндрами — от 38 тыс. до 49 тыс. рублей, а с 8 цилиндрами — от 46 тыс. до 54 тыс. рублей. В прайс некоторых компаний также входит помощь с регистрацией оборудования, которая в среднем стоит 8–10 тыс. рублей. Согласно официальной статистике, количество автомобилей с ГБО на российских дорогах превысило 1,6 млн. Однако лишь малая доля из них имеет официальную регистрацию. Первые новости об упрощении официального перевода автомобиля на газ появились в июне 2018 года.
Как прогнозирует Международный газовый союз, рост парка газобаллонного автотранспорта к 2020 году составит 50 млн единиц, а к 2030 году — более 100 млн единиц.
В России, несмотря на "толчки" правительства к развитию газомоторной отрасли, интерес к транспорту, работающему на газе, проявляет пока коммерческий сектор.
С большими пробегами выгода от перехода на природный газ может быть существенной — в части затрат на саму заправку и обслуживание двигателя, который от работы на газе изнашивается медленнее. Но пока что доли продаж cng–авто остаются небольшими.
В компании Nissan "ДП" сообщили, что о производстве газомоторных авто пока речи не идет: "Компания Nissan уже достаточно давно определилась с вектором своего дальнейшего развития. В 2009 году был представлен Nissan Leaf — первый серийный электромобиль в мире. На сегодняшний день продано порядка 450 тыс. автомобилей этой модели по всему миру. Компания Nissan — пионер и лидер в области электромобилей в мире. Также ведутся активные работы в области гибридных силовых установок".
В Hyundai рассказали, что у них уже существует прототип легкового авто, работающего как на метане, так и на бензине, — Hyundai Solaris CNG.
Представители российского завода Hyundai Motor утверждают, что метановый "Солярис" пойдет в серийное производство в середине 2020 года.