6 миллионов смарт-динамиков. Рынку умных колонок и ассистентов сулят взрывной рост в России

Автор фото: Алена Марченко, принт-скрин yandex.ru/alice

В 2020 году отечественный рынок умных колонок вырастет почти в 4 раза, объем продаж достигнет 1,1 млн устройств, а через год – уже 6 млн. Станет год переломным и для голосовых ассистентов в России, уверены аналитики. Однако для этого пяти конкурентам на рынке надо предложить не только удобные приложения и навыки, но и наиболее цепляющие, нативные сценарии.

Российский рынок умных колонок, или смарт-динамиков, в 2020 году вырастет сразу в 4 раза после неуверенных прошлогодних продаж и достигнет 1,15 млн проданных гаджетов, прогнозируют в компании-разработчике Just AI (работает в США, Китае, России, в том числе с Google и "Яндекс"). В деньгах его объем достигнет $100 млн. С учетом динамики отрасли к концу 2021 года, по оценкам аналитиков, на российском рынке будет уже около 6 млн умных устройств с голосовыми ассистентами, из которых не менее 13% будет приходиться на сегмент умных экранов.
"Мы ожидаем, что структура и динамика российского рынка будет во многом созвучна опыту Китая: как и там, лидирующее положение на нашем рынке займут местные компании из области интернет-технологий, телекома и даже финансов, а не зарубежные интернет-гиганты (ведь в большинстве стран мира пока лидируют Amazon и Google)", — отмечают в Just AI.
В 2018 году "Яндексу" совместно с партнерами, вопреки более высоким ожиданиям, удалось продать лишь 40 тыс. устройств. Однако по итогам 2019 года будет продано уже около 320 тыс. устройств с "Алисой", прогнозируют аналитики. Такой резкий рост рынка связан не только с маркетинговой активностью "Яндекса", развитием экосистемы навыков "Алисы" и органической популярностью умных колонок в мире, но и в первую очередь с появлением более дешевых, нежели "Яндекс.Станция", устройств, поясняют в Just AI.
В итоге 62% российского рынка в 2019 году займут собственные устройства "Яндекса" ("Станция", "Станция Мини"), 38% придется на партнерские девайсы с "Алисой" (колонки Elari SmartBeat, LG XBOOM, Irbis A, Dexp Smartbox, часы Elari KidPhone), почти треть в этой доле – часы Elari.
За 2 года своего существования голосовой ассистент "Яндекса" стал абсолютным лидером – его предпочитают 77% опрошенных (важно отметить, что пересечения аудиторий ассистентов, безусловно, есть – многие люди пользуются несколькими помощниками одновременно). Siri и "Google Ассистент" делят второе и третье места с 16% и 13% аудитории соответственно.
"Алисой", согласно актуальным данным, пользуется 45 млн пользователей в месяц, а число ежемесячных запросов к ассистенту – более 1 млрд. Для сравнения: число активных пользователей ассистента Siri, у которой пока нет полноценной экосистемы голосовых скилов, в России – около 8 млн человек. У "Google Ассистента" – около 7 млн.
Как отмечают в Just AI, около 28% пользователей "Алисы" обращаются к ней в автомобилях. "Здесь нужно понимать, что "Яндекс" сделал "Алису" главным инструментом коммуникации с сервисами компании – даже в навигаторе она не только отвечает за прокладывание пути и следование маршруту, но и продолжает оставаться полноценным ассистентом (например, может попутно играть, отвечать на вопросы или заказать пиццу)", – поясняют эксперты.
В 2020 году ситуация изменится, за место в доме российского пользователя будут соперничать уже пять игроков: на устройства с "Алисой" от "Яндекса" и партнеров придется около 60% рынка, 40% займут три новых вендора с собственными ассистентами (среди них колонка от Mail.Ru Group) и устройства на базе "Google Ассистента", уверены в Just AI.
Соответственно, с выходом новых игроков конкуренция на рынке станет жестче: производители колонок начнут серьезно вкладываться в рекламу, привлекая крупные бюджеты. В Китае такая стратегия позволила Baidu в короткие сроки занять доминирующее положение и сравнять силы с главным конкурентом, компанией Alibaba. Российские игроки, согласно прогнозу, будут гораздо активнее работать с аудиторией вне Москвы и Петербурга, знакомить россиян с возможностями устройств, использовать для продвижения и продаж ресурсы своих офлайн- и онлайн-площадок.
Сами устройства вместе с тем станут более дешевыми и доступными для потребителей, что придаст дополнительный импульс развитию индустрии. Кроме того, именно в 2020 году на российском рынке появятся первые умные экраны. Устройства, совмещающие микрофонную матрицу, голосового ассистента, понимающего естественный язык, качественную акустику и экран небольшого размера, быстро набирают популярность в странах, которые лидируют на рынке смарт-спикеров, отмечают эксперты.

40 минут говорила с мультиками

Опрос Just AI показал, что в России голосовыми ассистентами хоть раз пользовался 71% опрошенных, причем 78% этой аудитории продолжают обращаться к ассистентам регулярно. Подавляющее число опрошенных (90%) пользуются голосовыми помощниками на смартфонах, умных колонок у большинства респондентов еще нет. Основной use-кейс при этом – поиск информации в интернете (такой ответ дали 42% пользователей).
"2020 год станет для рынка голосовых ассистентов в России переломным – конкуренция платформ (колонок и иных девайсов) и брендов приведет к росту узнаваемости ассистентов, устройств и существенно изменит осведомленность россиян о том, для чего нужны голосовые ассистенты и как ими можно пользоваться", – уверены аналитики Just AI.
Однако пока повсеместному распространению помощников в колонках мешают отдельные проблемы в работе голосовых ассистентов, а также количество и качество контента (или навыков), считает Дмитрий Савченко, руководитель исследовательского центра "Цифровое сознание", активный пользователь смарт-динамиков и голосовых ассистентов.
"Есть нарекания пользователей по поводу частой ложной активации и нежелания ассистента прекращать ненужный разговор, у меня есть личный пример, когда станция активировалась и 40 минут разговаривала с мультфильмом, который рядом смотрели дети", – комментирует он опыт использования "Алисы". В скором времени на рынок аппаратных устройств выйдет Google Home на русском языке, напоминает аналитик. "Официально сейчас русский язык не поддерживается, но у меня дома стоит такое устройство, используется повседневно, и его функционал впечатляет", – отмечает он.
По мнению Савченко, 2019 год показал сильное развитие рынка приложений для голосовых ассистентов, рынок развивают крупные корпорации, которые параллельно делают ассистентов для решения задач своего бизнеса. "По сути, сейчас все ассистенты – это игрушки, которые только встали на путь решения серьезных задач. Победит тот, кто первый предоставит набор удобных и полезных приложений", – уверен эксперт. "Я думаю, что 2020 год войдет в историю яркими русскоязычными голосовыми приложениями, которые будут уметь решать практические задачи", – резюмирует аналитик.
Главная причина отставания российского рынка от мирового – это его молодость, отмечает Юлия Рыжих, директор по маркетингу Just AI. Первая в России колонка с ассистентом ("Яндекс.Станция") появилась в продаже чуть больше года назад. Для сравнения: Amazon выпустил свою первую колонку Amazon Echo с голосовым ассистентом Alexa в середине 2015 года, напоминает она. То же самое с ассистентами: "Яндекс" представил "Алису" в октябре 2017 года, создание русскоязычной экосистемы экшенов для "Google Ассистент" началось летом 2018-го, "Олег" от "Тинькофф" и "Маруся" от Mail.ru были запущены в бета-тестирование в этом июне. Для сравнения: Siri появилась в 2011 году, Alexa вышла в 2014-м, Google Assistant – в 2016-м.
"Пользователям нужно время, чтобы технология плотнее вошла в жизнь, на освоение естественного, но пока непривычного паттерна взаимодействия с техникой и интернет-сервисами, а разработчикам нужно время на развитие и локализацию экосистем, на создание нативных сценариев", – подчеркивает Рыжих.
Контекст использования умной колонки только формируется, добавляет представитель Just AI. Чтобы быть массовым, продукт должен быть глубоко интегрирован в нашу повседневную жизнь. "Стимулировать популярность ассистентов и колонок среди россиян будет и выход новых (и, что важно, доступных) умных устройств – не только традиционных колонок, но и девайсов другого формата: умных экранов, различных wearable-устройств с ассистентами (часы, наушники и пр.). Ну и к тому же не стоит забывать про фактор виральности – когда колонка будет у большинства ваших друзей и коллег, вы тоже не устоите", – считает аналитик.
Структура и динамика российского рынка будет во многом созвучна опыту Китая: как и там, лидирующее положение на нашем рынке займут местные компании из области интернет-технологий, телекома и даже финансов – "Яндекс", Mail.ru Group или, например, Сбербанк, поясняет эксперт. "Но сила позиций игроков, их популярность среди россиян будет зависеть не от того, кто первый пришел на рынок или чей бренд более известен. Завоевать внимание и место в доме или смартфоне пользователя сможет тот, кто создаст самую сильную экосистему, кто будет лучше работать с контентом, офлайн- и онлайн-сервисами, кто будет предлагать наиболее цепляющие и нативные сценарии", – подчеркивает директор по маркетингу Just AI.
На российском рынке у местных игроков больше шансов занять доминирующее положение, уверены в Mail.ru Group. Во-первых, развитие отечественного рынка подстегивает конкуренция: сразу несколько крупных игроков почти одновременно начали разрабатывать своих голосовых ассистентов и готовить к запуску смарт-устройства. Второй момент – качество распознавания речи на русском языке и понимание россиян у отечественных колонок выше, чем у зарубежных. Соответственно, пользователю будет проще работать с ассистентами, а производители смогут быстрее наращивать их функциональность, отмечает представитель компании.
"По мере роста проникновения голосовых интерфейсов, популярность устройств с ними тоже будет увеличиваться. На этой стадии уже можно выделить ряд областей, где виртуальные ассистенты будут активно развиваться. Помимо приложений и смарт-устройств для массового использования, голосовые технологии востребованы на автомобильном рынке, в медицине, финтехе и других отраслях. Виртуальные ассистенты в этих направлениях обладают специфическим набором навыков и знаний и обучаются в рамках собственной профобласти", – подчеркивают в Mail.ru Group.

Экраны и китайский бум

Всего в мире по итогам 2018 года было продано 78 млн устройств, что на 125% больше итогов 2017 года (34,7 млн экземпляров). По данным IHS Markit, в 2018 году мировой рынок смарт-спикеров был оценен в $7,9 млрд. Самым быстрорастущим рынком оказался Китай, который стал второй в мире страной по количеству проданных устройств: лишь за год китайский рынок умных колонок вырос более чем на 665% и достиг 21,9 млн устройств.
При этом в Китае развернулась драматическая борьба за лидерство на рынке: Alibaba и Baidu вели агрессивную борьбу за покупателя, щедро вкладывая в рекламу, резко снижая цены на свои устройства, подрывая стратегию конкурентов (например, Xiaomi), рассказывают в Just AI.
Итогом соперничества стал ударный IV квартал в Китае. По итогам года Alibaba вырвалась вперед, поставив 2,7 млн устройств и заняв 31% рынка, но Baidu и Xiaomi отстали лишь ненамного (каждая компания поставила по 2,5 млн девайсов). В 2019 году соперничество продолжилось. В продажах устройств по итогам III квартала Alibaba занимает 13,6% мирового рынка, Baidu – 13,1%, Xiaomi –12% (для сравнения: у Google 12,3% рынка).
В уходящем, 2019 году пользователи, по прогнозу Canalys, могут купить суммарно 94 млн устройств, а всего парк смарт-динамиков по всему миру перешагнет порог в 208 млн, причем почти 29% будет приходиться на Китай. Оценки Deloitte по суммарным продажам более оптимистичны: в своем прогнозе развития высоких технологий аналитики Deloitte отмечают, что к концу 2019 года количество активированных умных колонок в мире превысит 250 млн устройств.
Canalys ожидают, что по итогам 2019 года США все еще сохранят лидерство на рынке, но в Китае, Южной Корее и Японии рост будет намного выше: 166%, 132% и 131% роста соответственно. В число быстрорастущих рынков войдут Канада (рост 80%), Германия (49%) и Великобритания (47%). Между тем в 2020 году индустрию ждет замедление динамики продаж колонок в США (в 2018 году рынок достиг критической массы – смарт-спикеры были уже у 41% потребителей), которое, однако, не скажется на общих темпах развития отрасли: рост продаж колонок продолжится, устройства будут все глубже проникать в жизнь пользователей в Европе и Азии.
В Just AI уверены, что спрос на умные колонки в этом году окажется еще выше прогнозов Deloitte. Поставки смарт-динамиков за первые три квартала уже составили 75,7 млн гаджетов. IV квартал традиционно оказывается для рынка наиболее успешным: череда праздников и маркетинговых кампаний вроде Black Friday стимулируют спрос. "Мы полагаем, что в IV квартале 2019 года в мире будет продано не менее 32 млн устройств", – указывают в Just AI, отмечая, что к концу 2023 года в мире будет около 1 млрд умных колонок. Объем рынка к 2023 году, по расчетам IHS Markit, составит уже $32 млрд, а уровень проникновения в дома и семьи по всему миру достигнет 73%.
Помимо взрывного роста продаж смарт-динамиков, в 2019 году значительно выросла доля умных экранов (Google Nest Hub, Amazon Echo Show, Lenovo Smart Display и других). Еще в 2018 году, по оценкам Canalys, поставки умных экранов в мире перешагнули отметку 6,4 млн устройств – а это заметные 8,2% от рынка смарт-спикеров. Свежие данные за III квартал 2019 года демонстрируют, что тренд не ослаб: производители умных колонок делают стратегическую ставку на экраны.
Доля умных экранов в сегменте смарт-спикеров в III квартале выросла на 500% (в сравнении с тем же периодом 2018 года) и составила уже 22%. Всего в III квартале было продано 6,3 млн экранов: 21% от числа проданных Amazon за этот период колонок (2,3 млн), 61% – Baidu (2,2 млн), 19% – Google (0,7 млн устройств). По оценкам Just AI, в 2019 году в мире будет продано около 24,2 млн умных экранов, около 9 млн устройств (27% в сегменте смарт-спикеров) вендоры поставят в IV квартале. По итогам 2019 года на руках у пользователей будет уже примерно 30 млн умных экранов.