Не все лечат ваннами. Бизнес и власть о развитии современных курортов

Автор фото: Лидия Верещагина
Автор фото: Лидия Верещагина

Зима — лучшее время подумать о летнем отдыхе. На традиционный круглый стол в редакции "ДП" собрались представители власти и бизнеса, пытающиеся найти ответ на вопрос, что это сегодня — российский курорт и российский же санаторий. Позиции разошлись.

Вадим Стожаров, заместитель директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт–Петербурга:

— ТФОМС — это некоммерческая организация, реализующая государственную политику в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС) и отвечающая за обеспечение стабильности системы. Являясь членом комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, ТФОМС принимает участие в установлении объемов медицинской помощи, гарантированных государством для населения, а также тарифов на различные виды медицинской помощи, подлежащие оплате за счет средств ОМС. Непосредственно санаторно–курортное лечение граждан, имеющих на него право, является расходным обязательством бюджета и социального страхования. За счет средств ОМС оплачивается медицинская реабилитация. В 2019 году в системе ОМС стационарную реабилитацию оказывает 21 медицинская организация, из которых 14 учреждений городского подчинения, пять учреждений федерального подчинения и две негосударственные медицинские организации. На стационарную реабилитацию в системе ОМС планируется почти 20 тыс. случаев в год на общую сумму около 1,5 млрд рублей. Территориальной программой ОМС уровень обеспеченности медицинской реабилитацией установлен выше федерального норматива. В 2019 году по федеральному нормативу один случай госпитализации стоит 34,7 тыс. рублей, а в Петербурге — 70,6 тыс. рублей, то есть в 2 раза больше. Это превышение мы планируем сохранять и в дальнейшем, так как понимаем всю важность оказания пациенту полноценного объема реабилитационных услуг. На федеральном уровне эту значимость также понимают, на следующий год федеральный норматив обеспечения этим видом помощи повышен. В 2019 году он составляет 400 случаев на 100 тыс. населения, а на следующий год — уже 500 случаев. Учитывая, что по обеспеченности высокотехнологичной медицинской помощью Санкт–Петербург держит первое место в стране и что помимо высокотехнологичной операции для пациента крайне важна последующая медицинская реабилитация, оказываемая с первых дней пребывания в стационаре, на нее отводится достаточно большой объем финансирования.

Александр Карпухин, исполнительный директор ЗАО «Черная речка»:

— К санаторно–курортной отрасли есть внимание со стороны правительства. В 2012 году была создана федеральная концепция ее развития, а в 2018–м принята Стратегия развития санаторно–курортного комплекса РФ. В ней указаны проблемы санаторной отрасли — природопользование, изношенная материально–техническая база и т. д. Но дело не в них, а именно в наличии адекватной стратегии. Определены три стратегические цели. Первая: численность пациентов, в 2019 году — 6,9 млн человек. Давайте посмотрим подробнее. Наряду с количеством важно и качество: какие это пациенты, что мы с ними делаем, что у них "на выходе". И здесь мы должны сами поставить стратегические цели. Какого рода? Возьмем, например, часто используемый термин "оздоровление". Это не лечение, тогда что же? Вроде интуитивно понятно, но нет критериев "прибавки здоровья", следовательно, мы не можем в этом случае оценить результат и сделать более эффективной технологию. Как быть? С точки зрения доказательной медицины и принципов стратегического управления можно выделить два направления и, соответственно, две группы целей. Первое: мы лечим пациента с определенной болезнью на основании принятых клинических рекомендаций и достигаем принятых целей лечения у определенного (целевого) количества пациентов. Второе: мы занимаемся профилактикой и для этого боремся с модифицируемыми факторами риска. Если за время пребывания у какого–то (целевого) количества пациентов сделаны шаги к снижению веса и давления, отказу от курения, мы научили человека справляться со стрессом и двигаться, тогда можно сказать, что прогноз по продолжительности и качеству его жизни стал существенно лучше.
Санкт–Петербург резко отличается от большинства регионов РФ тем, что у нас сохранилась и эффективно работает система медицинской реабилитации 2–го и 3–го этапов, созданная в свое время на базе санаториев, но по своему содержанию не равная санаторному лечению. Она эффективно работает как совокупность программ, выстроенных по нозологическому принципу и финансируемых из регионального бюджета.
Дополнительно в качестве постановки проблемы. Ключевыми моментами в данной отрасли являются компетенция и специализация. Смотрим в некоторых СКО показания к лечению и видим все: от пяточных шпор до гастрита или склероза. И все лечат ваннами, душем Шарко и магнитотерапией. Давайте будем реалистами. Может ли такой подход реально помочь больному человеку? Может ли он просто способствовать уважению коллег по медицинскому сообществу и принятию в свой круг, а значит, и в цепочки оказания медицинской помощи?

Мария Грудина, идеолог и сооснователь инновационного prevent age курорта «Первая Линия. Health Care Resort»:

— В мировой практике санаторно–курортные услуги являются частью wellness–индустрии, объем которой в 2018 году составил $4,2 трлн, из которых $600 млрд приходится именно на санаторно–курортное лечение и оздоровление. Объем этого рынка в России к концу 2019 года составляет 164 млрд рублей. То есть в нашей стране это совсем небольшая отрасль с темпами роста около 9,5%. Основные игроки — частные организации. Если говорить о перспективах развития, то они в первую очередь связаны с принципиальным изменением отношения к санаторно–курортным услугам. И эта трансформация будет происходить в контексте мирового распространения принципов 4P медицины: профилактической, превентивной, партисипативной и персонализированной. И об этом уже заявил Минздрав. Речь идет об активной профилактике, создании персональных стратегий здоровья.
Санатории могут стать платформами для реализации концепции 4P медицины с комплексными оздоровительными программами, инновационными разработками, научно–техническими решениями. Сегодня мы говорим о том, что современные комплексы — это не только реабилитация, это превенция заболеваний. Посещая современные комплексы раз в квартал, можно полностью изменить парадигму своей жизни, научиться базовым принципам ЗОЖ, получить персональную стратегию продления молодости и в конечном итоге увеличить продолжительность жизни. Кстати, уже подсчитано, какой экономический эффект имеет профилактика. По оценке аналитиков, каждый вложенный доллар экономит $8 возможных затрат на лечение заболеваний.
— В Петербурге и его пригородах высокая концентрация санаторно–курортных учреждений, составляющих единый оздоровительный комплекс с уникальными природными факторами: Финским заливом с песчаными дюнами, хвойными реликтовыми лесами, лечебными источниками минеральной воды и грязей. И их надо активно использовать в целях оздоровления и лечения населения региона, в том числе за счет бюджетных средств, которых на сегодня, на мой взгляд, недостаточно.
Деятельность наших санаториев также нуждается в серьезной информационной поддержке. О пользе наших услуг и наличии профильных учреждений с широким спектром возможностей по–прежнему не знает значительная часть не только населения, но и наших коллег — работников медучреждений. Плюс в силу демографических причин — сокращается количество людей, с советских времен знающих о пользе санаторно–курортного лечения и отдыха, на фоне чего все актуальнее становится задача формирования массового спроса среди более молодой аудитории.
Без активного протекционизма и заинтересованного отношения со стороны государственных органов, поддержки руководства влиятельных СМИ мы рискуем потерять такие важные составляющие процесса здоровьесбережения нации, как омоложение, коррекция жизненных процессов в организме, реабилитация и лечение в наших замечательных петербургских здравницах!