Наследие Греты. Как петербургские компании экономят с помощью экологических акций

Автор фото: Алена Марченко, vostock-photo

Тема экологии, пожалуй, в 2019 году стала самой обсуждаемой, а молодая экоактивистка Грета Тунберг стала самой популярной публичной персоной мира. К экотрендам все активнее подключается бизнес, который проводит акции по заботе об окружающей среде и переводит производство на более экологичные технологии.

"ДП" поговорил с работающими в Петербурге компаниями, которые поддерживают экотренд, и выяснил, что многим из них с помощью подобных акций удается не только экономить, но и получать экономическую выгоду. Кроме того, забота об окружающей среде — уже не только дань моде, а запрос от петербургского потребителя.

Скандинавский прагматизм

У компаний родом из Скандинавии экологическая тема обычно является частью миссии бренда. Так, в "ИКЕА" рассказали, что стратегия развития компании включает приучение покупателей к более экологичному образу жизни.
"Мы предлагаем покупателям доступные товары, помогающие экономить воду и электроэнергию, сокращать количество отходов и отправлять их на переработку, а также запускаем сервисы, которые помогут жить более экологично. К примеру, в розничных магазинах "ИКЕА" уже долгое время работает сервис по приему в переработку использованных батареек и содержащих ртуть ламп. В 2018 году мы совместно с фондом "Второе дыхание" запустили сервис по приему от покупателей ненужного постельного белья и домашнего текстиля. В этом году мы запустили приложение IKEA Better Living, которое позволяет внедрять экопривычки в повседневную жизнь", — рассказала руководитель отдела по устойчивому развитию "ИКЕА" в России Наталья Бенеславская.
Кроме того, одним из последних экологических запусков компании стал проект по приему мебели для повторного использования и переработки, а Петербург стал первым городом в мире, где принимается мебель покупателя, чтобы стать мебелью "ИКЕА".
Бенеславская рассказала также, что экологическая стратегия бренда помогает "ИКЕА" значительно экономить на затратах: "Мы становимся все более энергоэффективными. Во всех магазинах установлено светодиодное освещение, что позволяет экономить потребление электроэнергии. Сенсорные смесители в зонах для покупателей и для сотрудников помогают экономить воду. Большую роль магазины уделяют работе с отходами и созданию экономики замкнутого цикла: отправляя большую часть отходов на переработку, мы имеем возможность получать дополнительный доход с их продажи и использовать вторсырье для производства наших товаров", — добавила она.
По словам представителя "ИКЕА", в подразделениях компании перерабатывается около 70% отходов, а благодаря переработке мусора за прошлый год "ИКЕА" удалось получить около 40 млн рублей прибыли (доход с продажи вторсырья за минусом расхода на вывоз остатка на полигон).
Так же практично к теме экологии подходят в Valio, где ввели бережливое производство, системы энергосбережения, контроль очистки сточных вод и программы переработки упаковочных материалов.
"Конечно, реализуются и акции для потребителей, в рамках которых все желающие могут сдать упаковку в обмен на продукцию. Например, осенью компания реализовала такую акцию в Петербурге, было собрано 300 упаковок от мороженого.
Локальные инициативы также реализуются компанией: например, в офисах в России осуществляется раздельный сбор батареек, пластиковых крышек, упаковки TetraPak и другого вторсырья", — поделились в Valio.
Кроме того, компании удалось увеличить удойность коров для производства с помощью экологических инициатив: "Например, забота о благополучии животных — это часть руководства по качеству, в строгом соответствии с которым работают производители молока для продукции Valio. Руководством хозяйства обеспечивают коровам комфортные и чистые коровники, естественные условия содержания (беспривязное содержание), высокое качество кормов и воды. Здоровые коровы дают больше молока и оказывают меньшее влияние на его углеродный след. Сложно точно оценить экономическое влияние таких аспектов, однако, несомненно, они позитивно отражаются на бизнесе компании", — добавили в компании.

Без пластиковой посуды и пакетов

В Delivery Club решили бороться с пластиком и в начале года добавили в приложение фильтр, который позволяет клиентам отказаться от доставки пластиковых приборов: "Покупка одноразовых приборов — это расходы ресторанов, собирающих заказ для клиента, поэтому экономической выгоды от введения функции для Delivery Club нет. Если говорить о ресторанах, то они тоже стали чаще задумываться об использовании перерабатываемой посуды. Речь здесь идет как о крупных сетевых игроках, так и о локальных заведениях. Причем, по их рассказам, покупка перерабатываемой посуды нередко может стоить больше обычной", — рассказали представители Delivery Club.
В компании добавили, что чаще всего доставку еды заказывают домой или в офис, где практически всегда есть многоразовая посуда: "Да, пользоваться пластиковой может быть удобнее. Но мы видим, что с каждым днем тех пользователей, которые готовы пожертвовать удобством ради экологии, становится больше".
Перед добавлением в приложение фильтра в Delivery вместе с агентством Research Me провели опрос, узнав у респондентов, готовы ли они полностью отказаться от использования одноразовой посуды. "Да" на него ответил 71% участников исследования.
Алексей Федоров, управляющий партнер ГК "220 Вольт", рассказал, что в их компании планируют инфраструктуру по приему инструмента на утилизацию в рамках шагов к расширенной ответственности производителей: "Есть еще ряд нестандартных решений в этом направлении. Например, инструмент под нашей новой торговой маркой Tesla мы планируем упаковывать в коробки из переработанного картона и без использования пенопластовых вкладышей, которые, как известно, практически не разлагаются в природе. Если говорить об экономике "зеленых" решений, то для ретейла она, конечно, очень условная. Это, скорее, ставка на осознанность. Она важна для нас как компании, и мы видим запрос от потребителей", — добавил он.
Взять "зеленое" направление решили и в X5 Retail Group: "Мы прорабатываем различные сценарии по снижению объемов потребительской тары, которые предполагают как развитие категории "продукты без упаковки", так и использование многоразовой и перерабатываемой упаковки. В целях минимизации пластиковых отходов онлайн-супермаркет Perekrestok.ru начал тестировать обратный прием пластиковых пакетов, использованных во время доставки, для последующей переработки. Покупатели могут отдать курьеру пакеты, в которых был привезен заказ", — рассказал представитель X5.
Он также добавил, что за время пилота количество возвращенных пакетов превысило 200 кг (более 50 кг в Петербурге). Курьеры доставляют использованные пакеты обратно в dark stores. Там их собирают и агрегируют с другими пластиковыми отходами, образовавшимися в результате операций онлайн-супермаркета. Затем весь собранный пластик передают партнеру, который обеспечивает его последующую переработку.
Кроме того, все пищевые отходы, образующиеся в процессе деятельности магазинов, передаются сторонним компаниям для утилизации и захоронения. Сеть "Пятерочка" запустила пилотный проект по передаче для дальнейшей переработки в корма животным нереализованной пищевой продукции и продуктов, утративших товарный вид и форму до истечения срока годности. К апрелю 2020 года он заработает во всех магазинах сети — "Пятерочка" планирует отдавать на переработку около 70% такой продукции.

Тренд или запрос потребителей?

Практически все опрошенные "ДП" компании считают свою экологическую деятельность одновременно и данью моде, и следованием запросу потребителей.
"Забота об экологии — уже не мода, а понятная для всех — и для потребителей, и для предпринимателей — необходимость. Мода, как известно, временна. А стремление к осознанному потреблению уже не пройдет. И это двухсторонний процесс. Например, в нашу службу поддержки стали поступать вопросы о том, как правильно утилизировать посуду, как определить тип пластика и т. д. Клиенты стремятся к осознанному потреблению по собственной инициативе", — рассказали в Delivery Club.
В Valio же, наоборот, добавляют, что в какой-то мере некоторые инициативы компании навеяны модными тенденциями: "Например, наиболее обсуждаемый вопрос упаковки на самом деле в терминах углеродного следа молока является наименее важным. Специалисты Valio подсчитали, что большая часть углеродного следа молока образуется еще до того, как молоковоз доставит его на завод, то есть в процессе жизнедеятельности животных, а на упаковку приходится менее 5% выбросов. Поэтому основная работа, которую ведут специалисты концерна, сосредоточена именно на этом этапе. Но эта работа скрыта от глаз потребителя, который большее внимание обращает на упаковку продукции".
В "ИКЕА" считают, что думать об экологии в той или иной мере было модным всегда, просто сейчас проблемы окружающей среды стали более ощутимы для потребителя: "В "ИКЕА" мы проводим много исследований на тему экопривычек, и фактор "а делает ли так мой сосед" действительно имеет значение. Но он не является определяющим. Согласно исследованию, сделанному для нас GlobeScan в 2019 году, 58% респондентов из России считают, что нашим детям планета достанется в худшем состоянии. И если человек обеспокоен будущим планеты, конечно же, он будет требовать ответственного отношения не только от себя, но и от бизнеса", — поделились представители "ИКЕА".
При этом в Петербурге активно развивается бизнес, который изначально позиционирует себя как eco friendly. Например, уже есть несколько магазинов, которые продают товары без упаковки. Как "ДП" рассказали в магазине FreeDom, который как раз относится к подобному бизнесу, самыми популярными товарами среди петербуржцев, которые приобретаются без упаковки, являются средства по уходу за собой и за домом, потому что их практически невозможно найти без упаковки в обычных магазинах. Также хорошим спросом пользуются ореховые пасты и растительные масла.