Вместо компостных куч. Ботанический сад СПбГУ превратят в общественное пространство

Автор фото: DPA/Vostock-Photo

Завершились обсуждения реконструкции Ботанического сада СПбГУ за зданием Двенадцати коллегий. Там обещают общественное пространство. Общественность уже опасается.

Общественные обсуждения были инициированы самим СПбГУ, который любит демонстрировать внешнюю открытость. Авторы проекта заручились комфортной резолюцией Совета по ландшафтной архитектуре.
Ботанический сад СПбГУ занимает около 2,6 га посреди принадлежащего вузу квартала на Университетской наб. Он скрыт от посторонних глаз, поскольку, по сути, расположен во дворе. По крайней мере с 2018 года учебное заведение ведет подготовку к реконструкции сада, для чего сначала было заказано несколько исследований. А в марте нынешнего года университет заключил договор на разработку "эскизного проекта реставрации и приспособления объекта культурного наследия" (коим признана эта зеленая зона).

Аплодисменты КГИОП

Первые конкретные шаги уже сделаны. "Аплодисменты с моей стороны петербургскому КГИОП, потому что, в отличие от очень многих московских ситуаций, они согласовали огромную вырубку в этом саду, которая произошла прошедшей зимой", — рассказал "ДП" автор созданной для СПбГУ концепции, ландшафтный архитектор Ботанического сада МГУ Артем Паршин. В проектировании ему помогала московская компания AFA ("Александр Фронтов и архитекторы").
По словам Паршина, университет обратился "адресно к нам, чтобы мы с нашим опытом помогли им переосознать роль сада и для университета, и для города и предложить концепцию его возрождения и дальнейшего развития".
Обыватели считают, что любая вырубка — это плохо. Но архитектор говорит,что не каждое дерево в ботаническом саду имеет ценность. Деревья и другие растения располагались там хаотично, без единого замысла (как бывает на даче, уточняется в пояснительной записке). И такого замысла в саду не было никогда, потому что на нормальное обустройство зеленой зоны вечно не хватало денег. Так что по состоянию на конкретную эпоху сад тоже не восстановить. А раз о дворцово–парковом ансамбле или шедевре садово–паркового искусства речи не идет, сохранять сад как есть необязательно, его можно "оживить и вдохнуть в него новую жизнь", сохранив при этом отдельные сложившиеся фрагменты.
Например, там, где большие участки занимали самосевные деревья, можно будет посадить несколько квадратных метров травянистой коллекции. В северной части сада хотят сделать регулярную планировку и выкопать овальный водоем для коллекции водных растений.
С водоемом сложно (потому что речь все–таки о памятнике), но его могут оформить как перенос бетонного каскада–ручейка. Каскад этот, хотя построен в 1960–е, числится предметом охраны. Таким образом удастся и некрасивый, с точки зрения проектировщиков, ручей убрать, и закон соблюсти.

Чтоб поняли зачем

Рассматривается возможность сделать сад общедоступным (сейчас он таковым не является). "Сады, закрытые для публики извне, наталкиваются на то, что, во–первых, никто не понимает, зачем они нужны, а во–вторых, никто на них не хочет выделять деньги, что совершенно справедливо", — рассуждает архитектор. Что же касается научной работы, то она должна только выиграть от "появления осознанной инфраструктуры", хотя бы потому, что будут "не пять компостных куч, как сейчас, а единый хозяйственный двор".
Один из главных входов может расположиться у фасада бывшего НИФИ (Научно–исследовательского физического института). Этот памятник архитектуры сейчас думают приспособить под университетский музей.
Ранее же в вузе сообщали о возможности передачи нескольких зданий на Университетской набережной под музейную функцию после переезда в новый кампус в Пушкинском районе (который, как писал "ДП" в № 156 от 17.10.2019, пока построен быть не может, поскольку противоречит градостроительному законодательству).

Проходной двор

Выставив проект на общественное обсуждение на сайте, вуз получил множество гневных откликов. Людей не удалось убедить в том, что общественное пространство не помешает науке.
"Проект интересен, но неприменим для реконструкции Ботанического сада СПбГУ, так как абсолютно не учитывает основного назначения территории и ее площади. Наш ботанический сад очень невелик, и размещение в его границах таких объектов, как стриженый газон, площадка для проведения летних занятий, а также плотной сети дорожек, превращает его в городской парк культуры и отдыха, а учитывая площадь — скорее просто в сквер", — написала петербурженка Ирина Степанчикова. Особенно ее удивило малое число деревьев в проекте.
"Там, где предусмотрены беседки, в скором времени могут появиться торговые точки, а на газонах будут лежать туристы. Девять входов — это проходной двор", — соглашается жительница Василеостровского района Антонина Демидова. Она пришла к выводу, что "никакой учебной и научной работы данная концепция не предусматривает". "Спору нет, наш ботанический сад находится в плачевном состоянии. Конечно, нужна реставрация и реконструкция, но то, что предлагается, на реставрацию совсем не похоже", — добавляет петербурженка Ирина Бугрова.
Протест немедленно подхватили и в околоуниверситетских сообществах, выступающих против переезда СПбГУ в новый кампус.
"Он (сад. — Ред.) медленно загибался в последние десятилетия, а когда ничего не происходило, то вроде и не к чему было придраться. Как только возникла какая–то свежая струя и идея, как можно это падение остановить, повернуть вспять, тут же возникло беспокойство", — прокомментировал Паршин. По его словам, по итогам профессионального обсуждения на Совете по ландшафтной архитектуре при СПб союзе архитекторов на днях была дана "конструктивная" резолюция (хотя в ней и признается, что проект не лишен неоднозначных моментов). Реализовать задумку планируют к 300–летию университета, которое будут отмечать в 2024 году. Объем финансирования на этом этапе не раскрывается.
Комментарии СПбГУ оперативно получить не удалось.