Электротранспорт: взгляд в будущее

Петербург развивается и застраивается очень быстро. И сегодня ни для кого не секрет, что городу требуются новые виды транспорта, которые помогли бы разгрузить магистрали и существующий общественный транспорт.

Сегодня в Петербурге проводится масштабное обновление всей транспортной системы, о чем на своей странице "ВКонтакте" неоднократно рассказывал губернатор Александр Беглов. Ставка делается на петербургский метрополитен: сейчас в работе две станции Красносельско–Калининской линии — "Путиловская" и "Юго–Западная". На Лахтинско–Правобережной линии планируется открытие двух станций — "Горный институт" и "Кудрово". Появление последней значительно разгрузит Невский район Петербурга и обеспечит транспортную доступность для жителей города–сателлита. В данный момент уже разрабатывается проект планировки территории.
Помимо метро развивается сеть наземного транспорта. В первую очередь, регулярно обновляется городской трамвайный парк, разрабатываются новые маршруты. С учетом постоянного роста пассажиропотока и расширения территорий городских агломераций эти проекты должны поддерживаться не только развитой сетью метро, но и, безусловно, новыми форматами городского электротранспорта.

ОЭВРЗ — для Петербурга

Реализация этих задач возможна на базе Октябрьского электровагоноремонтного завода (ОЭВРЗ), который является частью "Трансмашхолдинга" (ТМХ) — одного из крупнейших в мире разработчиков и производителей подвижного состава для рельсового транспорта.
Предприятие уже имеет опыт капитального ремонта и модернизации трамваев в интересах транспортного комплекса Санкт–Петербурга — в том числе выпущенных на ныне закрывшемся Ленинградском трамвайно–механическом заводе. На площадке ОЭВРЗ организовано производство уникальных низкопольных трамваев. Имеющиеся мощности завода позволяют выпускать 200 трамваев в год. И это, как подчеркивает руководство "Трансмашхолдинга", не предел: "ОЭВРЗ — машиностроительное предприятие полного цикла. Если потребуется, мы сможем перейти на круглосуточную работу и отдать часть работы на другие предприятия. Думаю, для нас не проблема увеличить выпуск трамваев", — отметил заместитель генерального директора АО "Трансмашхолдинг" по развитию городского транспорта Андрей Васильев.
В рамках подписанного в 2015 году на Санкт–Петербургском экономическом форуме соглашения с администрацией Санкт–Петербурга ОЭВРЗ за последние 5 лет выпустил 350 вагонов метро в трех модификациях — они носят название "Юбилейные". Их основные преимущества, как и всей техники ТМХ нового поколения, — широкие дверные проемы, просторный салон, эргономичные поручни, современные системы вентиляции и электронные табло.
Между тем ТМХ создает новейший подвижной состав, который может выйти на линии метрополитена Петербурга уже в 2020 году. Проект, представленный в июне 2019 года на выставке SmartTransport, получил условное название "Вагон 2020".
При работе над макетом вагона производитель продемонстрировал целый ряд технических решений, уникальных для метрополитена Санкт–Петербурга. Так, в "Вагоне 2020" переосмыслено внутреннее пространство — элементы интерьера созданы с расчетом на комфорт поездки, освещение регулируется в зависимости от времени суток, проведена работа над шумоизоляцией. Для безопасности пассажиров внедрена система онлайн–контроля самочувствия машиниста — она реагирует на изменение его стандартной манеры управления. Оригинальный дизайн вагона разработало испанское дизайн–бюро Integral Design&Development, цветовая гамма для конструктивных элементов подобрана в цвет линии, по которой будет курсировать поезд.
Предполагается, что поезда, в основу которых ляжет проект, могут начать курсировать по строящейся 6–й линии. Срок ее открытия — 2025 год, но первый пусковой участок должен быть запущен в 2022 году.
Вместе с тем в будущем в Северной столице также не исключено появление системы пригородно–городских пассажирских перевозок, подобной Московским центральным диаметрам — транспортному мегапроекту, запущенному в Москве в ноябре: Петербург также испытывает потребность в разгрузке транспортной инфраструктуры и вводе дополнительных пассажирских мест ввиду растущей собственной агломерации.
По мнению транспортных экспертов, создание "наземного метро", интегрированного с уже существующим метрополитеном, может реально способствовать решению стоящих перед городом задач и при этом обеспечить экономию ресурсов. При этом, конечно, реализация такого проекта возможна с учетом специфики городской застройки и уже существующей транспортной системы, учитывающей наличие разводных мостов и малую связанность улично–дорожной сети.

Столичные диаметры

21 ноября 2019 года в столице был дан старт Московским центральным диаметрам. Проект связал Москву и Подмосковье интегрированной в существующую транспортную систему сетью железных дорог. Первые два диаметра проложили от Одинцово до Лобни и от Нахабино до Подольска.
Главное преимущество нового вида транспорта — бесшовность пересадок и отсутствие привязок к конкретным вокзалам, что упрощает поездку и занимает меньше времени. В часы пик поезда по МЦД ходят в тактовом режиме — с интервалом 5–6 минут. Кроме того, на диаметрах отказались от технологических окон — пассажиры действующих направлений могут забыть о проблемах многочасовых перерывов в движении поездов. График МЦД синхронизован с метрополитеном — с 5:30 утра до 1 часа ночи. Оплатить проезд можно картой "Тройка" (для этого ее нужно активировать), а также с помощью платежных карт и телефонов с возможностью бесконтактной оплаты. При этом тарифы на проезд унифицировали, а пересадку на метро или МЦК сделали бесплатной.
В дальнейших планах московских властей — запуск маршрутов от Зеленограда до Раменского, от Железнодорожного до Апрелевки и от Пушкино до Домодедово. Все диаметры общей протяженностью 375 км со 182 станциями заработают в 2025 году. Планируется, что к этому времени МЦД будут как минимум четырехпутными, что позволит разделить электрички и поезда диаметров, а значит, увеличить частоту движения поездов. По прогнозам экспертов, реализация проекта МЦД разгрузит всю транспортную инфраструктуру столицы на 10–12%. Также снизится и нагрузка на метрополитен: в центральном районе прогнозируется сокращение пассажиропотока на 15–25%.
Для реализации проекта по большей части была использована уже существующая железнодорожная инфраструктура, которую модернизировали вместе с подвижным составом. Сейчас на диаметрах курсируют электропоезда "Иволга", полностью разработанные и собранные в России, с 90% комплектующих отечественного производства. При этом, как отмечают эксперты, "Иволга" вышла за рамки средства передвижения — это продуманное пространство, максимально адаптированное под нужды современного пассажира в части комфорта, эстетики, безопасности и экологичности.

Новому транспорту — новый состав

В "Иволге" реализованы передовые технологии: пневмоподвешивание, отвечающее за бесшумный ход и низкий уровень вибрации, асинхронный двигатель, за счет которого поезд плавно тормозит и разгоняется, система контроля бдительности машиниста.
Комфорт поездки обеспечивает система кондиционирования и обеззараживатель воздуха, адаптивное освещение — с утра здесь "холодный" свет, который бодрит, а вечером "теплый", успокаивающий.
В головных вагонах расположены увеличенные туалетные комнаты с сенсорной подачей воды и мыла, оборудованные под нужды маломобильных граждан и пассажиров с маленькими детьми.
Салон поезда продуман до малейших деталей — здесь и места для крупногабаритного багажа, и велокрепления, и многоуровневые поручни.
Беспрепятственный проход пассажиров обеспечивают отсутствие тамбуров и расширенные до 140 см (в головных вагонах — до 160 см) дверные проемы, что на 15% больше, чем в поездах предыдущих поколений.
Для удобства пассажиров двери смещены к центру вагона — это упрощает посадку и высадку. Для прохода по салону и проезда стоя в "Иволге" реализована целая система разноуровневых поручней со специальным "теплым" покрытием, благодаря которому в холодное время года не мерзнут руки.
Кроме того, по всему поезду действует Wi–Fi, а также размещены USB–разъемы для подзарядки электронных устройств (в "Иволге 2.0" USB–розетки в каждом сиденье). В обеих модификациях поезда расположены информационные табло, в "Иволге 2.0" это цветные экраны с информацией по маршруту следования.
Помимо запуска МЦД в Москве ведется активная работа по обновлению транспортной системы и модернизации подвижного состава. В том числе — запуск произведенных АО "Трансмашхолдинг" новых вагонов метрополитена "Москва–2019" и трехсекционных низкопольных трамваев "Витязь–М". Недавно в Депо им. Баумана поступил юбилейный, 300–й, такой трамвай, а в следующем году на маршруты выйдут еще 70 "Витязей". По мнению экспертов, участие "Трансмашхолдинга" как поставщика подвижного состава для крупнейших в течение последних лет транспортных проектов обеих столиц свидетельствует о значительном и успешном опыте компании. Который она, опираясь на свои производственные площадки в Петербурге — прежде всего ОЭВРЗ, — готова применить в интересах города и его жителей.