Местный колорит. Региональные магазины улучшили свои позиции

Автор фото: Сергей Ермохин

Петербуржцы стали охотнее покупать продукцию региональных торговых марок, эксперты прогнозируют рост этого сегмента рынка и в следующем году.

В Петербурге ретейл состоит сплошь из крупных сетей, к которым потребители уже привыкли. По данным петербургского Управления ФАС, доля несетевой торговли в городе составляет всего 9%.
Хотя по сравнению с гигантами розницы небольшие региональные магазины смотрятся скромно, в последнее время им удалось улучшить рыночные позиции.
Эксперты отмечают рост спроса на продукты, привезенные из регионов России и стран СНГ.
По словам аналитика ГК "Финам" Алексея Коренева, несетевые объекты и торговые точки некрупных сетей работают в условиях жесткой конкуренции с федеральными ретейлерами и поэтому используют все возможные способы привлечения покупателей.

Лавки дополняют супермаркеты

На карте Петербурга и окрестностей можно найти 32 торговые точки, работающие под брендом "Вологодские продукты". "Белорусских двориков" в городе больше — 115, а казахстанских "Алтынкумов" меньше — всего 17 магазинов.
В единичном экземпляре представлены "Тверичанка", "Торговый дом Республики Коми", "Магазин продуктов из Грузии", "Магазин продуктов из Армении".
"Успех таких региональных брендов вызван тем, что вологодская молочная продукция, например, считается одной из самых качественных в стране, — считает эксперт по продвижению продукции в торговые сети Михаил Лачугин. — Этих товаров нет в сетях, крупные игроки розницы только сейчас начинают ставить такую продукцию на полки, увидев перспективы формата".
Популярность небольших магазинов растет, несмотря на сокращение покупательной способности населения и более высокую стоимость локальных продуктов по сравнению с их сетевыми аналогами. "Цены на продукцию, произведенную местными фермерами и региональными некрупными компаниями, несколько выше, чем в классическом ретейле. Тем не менее значительная часть россиян готова переплачивать, чтобы купить действительно вкусный сыр, творог, мясные и колбасные изделия, выпечку и т. д.", — размышляет Алексей Коренев.
Директор биомаркета Юлана Чичирова объясняет интерес потребителей к региональным брендам доверием покупателей. Таких брендов все больше, и они уже стали узнаваемыми.
Юлана Чичирова отмечает, что увеличивается и количество небольших производств, которые поставляют продукцию в небольшие магазины. Например, в Республике Карелии делают натуральное мыло, выращивают иван–чай и готовят варенье. Спросом также пользуются замороженные ягоды и шиповник.

Вкусно и полезно

Помимо региональной продукции растет спрос на товары из магазинов экопродуктов.
Это связано с заметно возросшим в последнее время интересом к здоровому образу жизни и полезному питанию.
У проекта "ЭкоГармония" одна торговая точка — в основном магазин торгует онлайн.
В 2019 году в компании отметили рост спроса на все виды товаров, увеличилось также число предложений от поставщиков из Карелии.

Пример для подражания

Директор северо–западного дивизиона торговой сети "Перекресток" Дарья Осиновская считает, что работающие под региональными брендами магазины отражают запросы потребителя и помогают в том числе крупным торговым сетям понимать, на что есть спрос у населения.
"Для меня всегда очень знаковым является расположение маленьких лавочек около сетевого магазина. Если здесь открывается, например, точка с вологодскими продуктами, значит, в сети их нет, а покупателю они нужны. Это сигнал ретейлеру, что нужно подумать об этой потребности и закрыть ее в рамках магазина", — рассказала Дарья Осиновская.
Она отмечает также, что маленькие лавочки хороши тем, что быстро реагируют на изменения спроса потребителей, но с точки зрения контроля качества ретейлер имеет большую надежность. "Если ретейлер не закрывает потребность покупателя, то такие маленькие точки продаж всегда будут возникать", — резюмирует эксперт.

Возле дома твоего

Рост доли продаж региональных продуктов объясняется и тем, что торговые точки локальных брендов в основном работают в формате "у дома". Покупателям удобно зайти после работы за молоком в небольшой магазин, не тратя время на блуждание по большим гипермаркетам.
"25–этажный дом, в нем один магазин. Люди знают, что зайдут в него и купят определенный привычный набор продуктов — кефир, сметану, колбасу. Можно зайти пару раз в день, перекусить свежими продуктами, купить небольшие порции. Такой формат удобен для покупателей, они его ценят", — говорит Михаил Лачугин.

Гипермаркеты

Если где–то прибыло, то в другом месте убыло. На фоне роста популярности несетевых проектов формат гипермаркетов постепенно теряет покупателей.
Управляющий сервисом доставки iGooodsГригорий Кунис говорит, что еще в 2016 году, по данным Infoline, в России насчитывалось более 600 гипермаркетов — они привлекали покупателей разнообразием товаров и служили поводом провести время с семьей.
"По данным исследовательской компании GFK, 2018 год стал переломным для гипермаркетов: динамика покупательского трафика снизилась. То есть произошел отток покупателей и уменьшилось количество покупок", — отмечает Кунис.
По данным Петростата, оборот розничной торговли за январь–август нынешнего года составил 948,7 млрд рублей, это на 0,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.