Госзаказ не терпит пустоты. Главные тендеры ноября

Автор фото: vostock-photo
Автор фото: vostock-photo

Московские компании усиливаются на областных берегах и городских рельсах. "ДП" — о главных тендерах ноября.

На новые рельсы

В ноябре в Ленинградской области подвели итоги закупки на строительство мостового перехода через Свирь у Подпорожья. Сооружение призвано вывести транзитный поток за город и разгрузить движение транспорта в его центре.
На конкурс с ограниченным участием, объявленный ГКУ "Ленавтодор", стоимостью почти 3,6 млрд рублей, заявилась единственная компания — московское ООО "ЕвроТрансСтрой". Подрядчик цену контракта снижать не стал.
Свято место, как известно, пусто не бывает — когда местные компании испытывают трудности, активизируются новые игроки. Хотя в данном случае — новые относительно. ООО "ЕвроТрансСтрой" (ЕТС) работало в 47–м регионе и раньше — по заказу федерального "Упрдора", несмотря на недовольство местных подрядчиков, в частности ПО "Возрождение" (компания, к слову, в ноябре оформила право строить за 4 млрд по заказу АО "ЗСД" дорожную развязку в Петербурге). Да и выигранный ЕТС подряд не назвать абсолютно областным — регион получил подтверждение финансирования из федерального бюджета (вероятно, федерация оплатит значительную часть работ) (см. "ДП" № 151 от 10.10.2019, № 186 от 02.12.2019).
Строительство моста через Свирь стало самым крупным по цене тендером, объявленным "Ленавтодором" в 2019 году. Победитель другого столь же крупного конкурса того же мостостроительного профиля (через Волхов в Киришском районе за 3,75 млрд) станет известен на следующей неделе.
В Петербурге комитет по развитию транспортной инфраструктуры заключил контракт на 990,1 млн рублей с московским "Метрогипротрансом". Компания оказалась единственным участником повторного тендера на проектирование Красносельско–Калининской линии городского метрополитена. В первый раз заявка москвичей была отклонена якобы из–за неправильно оформленной банковской гарантии. Некоторые участники торгов говорят, что жесткий подход характерен для Москвы и Петербурга (причем уже на финальных стадиях процесса). Однако столичная компания успешно оспорила вердикт и получила контракт.
Таким образом осталось не у дел петербургское ОАО "НИПИИ "Ленметрогипротранс". Компания, к слову, планировала выполнить работы дешевле более чем на 200 млн от изначальной суммы заказчика.

Конкуренция в словах

В конце ноября областной Центр безопасности дорожного движения заключил контракт на поставку передвижных комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД за 24,8 млн с ООО "Леноблсвязь" (начальная цена в ходе аукциона была снижена всего на 0,5% — на 125 тыс. рублей). Срок на поставку — 2,5 недели. Конкурировали на торгах две компании. Еще три компании не допустили, в том числе ПАО "Ростелеком" и ООО "Ланит Северо–Запад". Они решили искать правду в антимонопольной службе, но успеха не достигли.
Традиционны основания их жалоб. "Ростелеком", по сути, обращал внимание на "двойные стандарты". В жалобе компании подчеркивалось, что одно из правил по заполнению первых частей заявок применялось заказчиком при проведении аналогичной закупки. Тогда в предложении ПАО показатели с аналогичными характеристиками были указаны с учетом требований заказчика — и приняты как соответствующие инструкции. В жалобе ООО "Ланит Северо–Запад" тоже "вопросы языкознания" ("заявитель при заполнении заявки… оставил значение неизменным без использования словосочетания "должна быть").
Выручка вышедшего победителем ООО "Леноблсвязь" в 2018 году — 52,3 млн рублей. Сумма госконтрактов в прошлые годы не превышала 29 млн, закупок комплексов фотовидеофиксации не наблюдалось. У второго допущенного к торгам участника, зарегистрированного в Твери в 2016 году ООО "Технологии роста", выручка в 2018–м — 484 тыс. рублей. В 2019 году компания участвовала почти в десятке торгов в разных регионах России на поставку того же типа товаров, что и в Ленобласти, и победила в трех случаях (в Красноярском крае, Пензенской и Тульской областях. Общая сумма контрактов — почти 90 млн).

Запрягайте сани летом

Администрация губернатора Петербурга выбрала подрядчика на уборку снега и сосулек с правительственных зданий в первой половине 2020 года. Власти города были готовы потратить 4,4 млн, но участники сбили цену вдвое. Убирать последствия зимних осадков будут вплоть до лета. Возможно, в середине года город объявит новые тендеры, ведь ранее аналогичные договоры заключались на весь календарный год.
В компании "Мехуборка СПб", которая до этого несколько лет подряд выигрывала аналогичные торги, подтвердили, что и в этот раз один контракт достался им. За работы на здании Смольного "Мехуборка СПб" получит 1,2 млн рублей. Это меньше по сравнению с начальной максимальной ценой контракта (НМЦК, она составляла 1,8 млн). За выполнение второго контракта, который предполагает работы на трех объектах (на зданиях Смольного и резиденций в Комарово и Солнечном), победитель — cтроительная компания "Гарант строй" предложила 967 тыс. рублей (НМЦК — 2,6 млн).
В текущем году власти на очистку правительственных зданий от снега готовы были потратить почти 7,4 млн рублей, но участники аукционов тоже сильно снизили цену — в итоге заключили контракты на 3,47 млн рублей. Правда, условия этих договоров предполагают, что подрядчики будут отвечать за уборку снега и сосулек в течение всего года. Эти конкурсы выиграли ООО "АДЛ" и "Мехуборка СПб".
Просчитать стоимость механизированной уборки снега в сравнении с аналогичными контрактами в других бюджетных учреждениях невозможно: работы на зданиях горадминистрации разбиты на три составляющие с разными единицами измерения (машино–часы и кубические метры). Тогда как другие заказчики измеряют их или площадью убираемой территории, или сразу запрашивая цену за уборку всего комплекса. Зато можно посчитать затраты на очистку крыш от снега и сосулек. Так, Смольному это обходилось в 162 рубля за квадратный метр, тогда как городскому Управлению службы судебных приставов — в 40 рублей, СПбГУ — в 24 рубля, гимназии им. Александра III — в 63 рубля. Отличаются расценки и в самих компаниях: "Альпстрой" со зданий Смольного сбивал сосульки за 162 рубля за "квадрат", а с гимназии № 116 — за 31,7 рубля, "Мехуборка СПб" в одних тендерах выполняет работы за 2,2 тыс. рублей, а в других — за 371 рубль.
Проверенные подрядчики продолжают побеждать и в других сферах в Петербурге. С ООО "Навигатор–СБС" заключен контракт на строительство систем водоснабжения и канализования в поселке Саперный (2–й этап) за 620,9 млн.
ООО "Санлайн–Монтаж" за 536,7 млн рублей и полтора месяца (с момента заключения контракта и до конца декабря) должно успеть завершить строительство поликлиники в Красном Селе.
В ближайшее время ожидаем отмену документов, которые напрямую запрещали закупку иностранных товаров, и введение формулы "третий лишний". Глава Минпромторга Денис Мантуров на прошлой неделе сообщил, что соответствующее постановление прошло финальный этап согласований. Казалось бы, механизм "третий лишний" достаточно эффективный и надежный. Но что касается нашей отрасли, то далеко не в каждом субъекте есть не то что несколько крупных предприятий, а хотя бы одно–два, которые способны гарантировать выполнение госзаказов. Еще в начале года министр финансов Антон Силуанов говорил о необходимости сближения норм 44–го и 223–го законов с точки зрения поддержки отечественного производителя. Ведь, давайте будем откровенны, госкорпорации, компании с госучастием распоряжаются деньгами из отчислений налогоплательщиков. Почему они не оставляют эти деньги на внутреннем рынке? Хотя, к сожалению, были варианты обхода запретительных мер даже в рамках 44–ФЗ. И ими пользовались федеральные органы власти. Новое здание в "Москва–Сити", куда переехали несколько министерств, — оно укомплектовано импортной мебелью. Так как закупки для них осуществлялись одной из госкомпаний в рамках 223–ФЗ.
Тимур Иртуганов
гендиректор Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России
Специализируемся в том числе на нанесении дорожной разметки. С прошлого года пытаемся заявиться на закупки Смольного, но не сложилось — в отличие от Москвы. Принципиального значения нет, где выполнять этот вид работ и откуда пригнать технику. Хоть из Оренбургской области, где мы базируемся. С одной стороны, петербургский заказчик предлагает довольно комфортные сроки и порядок выполнения работ, желающих всегда достаточно много. Но с другой — в Петербурге систему "лабиринтов" закупок, к сожалению, не искоренили. Требования к первым частям напоминают ребусы без правильных ответов, которые разнятся для одних и тех же видов материалов из закупки в закупку. Если для московских торгов первую часть мы заполняли один рабочий день, то в Петербурге — все восемь. Также отмечу, что в последнее время заказчики проявляют повышенную требовательность уже на финальной стадии — признают участника не соответствующим по вторым частям или уклонившимся от заключения контракта, указывая на несоответствие банковской гарантии. Это особенно заметно в Московском регионе и Северной столице.
Анастасия Бокарева
начальник тендерного отдела ООО "Вектор"