Битва за метро. Проектировщик метро судится со своими акционерами

Автор фото: EPA/Vostock-Photo

Петербургский проектировщик метро "Ленметрогипротранс" в суде спорит со своими акционерами, которые пытаются сменить генерального директора предприятия.

Разногласия между акционерами и менеджментом петербургского АО "Научно–исследовательский проектно–изыскательский институт "Ленметрогипротранс" (ЛМГТ) перешли в судебную плоскость. И могут привести к ухудшению положения проектировщика метро на рынке.
В ноябре этого года в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти акционеры ЛМГТ — ООО "Балтметропроект" (БМП) и союз "Ветеран ЛМГТ", владеющие 25,48 и 64,38% акций соответственно, добились проведения внеочередного общего собрания акционеров ЛМГТ. Как пояснила управляющий партнер юридической компании Legal to businessСветлана Гузь, корпоративный спор между акционерами и прежним советом директоров ЛМГТ начался еще в марте этого года. Тогда совет директоров, возглавляемый Маргаритой Соловьевой, отказал акционерам во включении в список кандидатов для избрания в совет заместителя главного инженера предприятия Игоря Культина, заместителя гендиректора по научно–исследовательской работе Михаила Лебедева и заместителя гендиректора по проектированию метро Владимира Маркова. При этом отказ был мотивирован тем, что указанные лица входят в правление ЛМГТ, а по уставу предприятия члены правления не могут составлять более четверти совета директоров (он состоит из пяти человек).
Требования акционеров о внеочередном собрании были получены обществом в июле этого года, на повестку выносился в том числе вопрос о досрочном прекращении полномочий гендиректора ЛМГТ Владимира Маслака и расторжении с ним договора в связи с утратой доверия.
"Такие споры, связанные с конфликтом менеджмента и крупных акционеров, нетипичны для судебной практики. По общему правилу всегда сталкиваются конфликты двух разных акционеров, а менеджмент занимает сторону одного из них", — считает руководитель практики разрешения споров и медиации и международного арбитража юридической компании Art De Lex Артур Зурабян.
И хотя арбитраж удовлетворил требования БМП и союза "Ветеран ЛМГТ" о проведении собрания с переизбранием гендиректора ЛМГТ, решение первой инстанции сейчас обжалуется членом совета директоров ЛМГТ Еленой Клочановой и миноритарным (8,5%) акционером — АО "Метрогипротранс", московской компанией, конкурирующей в сфере госзаказа с ЛМГТ.
До 2014 года, по мнению Светланы Гузь, между компаниями–конкурентами существовало молчаливое согласие о разделе территории, но это правило перестало действовать в тот момент, когда "Метрогипротранс" выиграл конкурс на проектирование участка Фрунзенского радиуса (фиолетовой линии) от "Проспекта Славы" до "Шушар". Тогда СМИ цитировали Владимира Маслака, критиковавшего позицию Смольного, который пытался привлечь к проектированию и строительству метро столичные компании.
По данным открытых источников, крупнейшим заказчиком "Метрогипротранса" за последние 2 года стал Смольный. В частности, "Метрогипротранс" выиграл конкурс на проектирование Красносельско–Калининской (коричневой) линии петербургского метрополитена с ценой контракта 990,1 млн рублей.
В июле этого года на сайте госзакупок разместили информацию о результатах конкурса на проектирование участка кольцевой линии метрополитена от "Лесной–2" до "Ладожской–2" с депо "Арсенальное". 100–миллионный контракт получило АО "Метрогипротранс".
По оценке главы ЛМГТ, такой подход горадминистрации вынуждал местных проектировщиков искать заказы в столице. Выручка петербургской компании в 2018 году составила 1,49 млрд рублей (1,6 млрд в 2017–м), а чистая прибыль снизилась до 61 млн (по сравнению с 198,4 млн в 2017 году).
Осенью этого года СМИ сообщали о намерении "Метрогипротранса" выкупить блокирующий или контрольный пакет акций ЛМГТ. Заместитель гендиректора ЛМГТ по административным вопросам Андрей Казеннов сообщил "ДП": "По имеющейся информации, официальных (письменных) предложений о продаже контрольного пакета акций, принадлежащего союзу "Ветеран ЛМГТ", не поступало. Запрос на продажу блокирующего пакета поступал. Общество не дает комментариев по предложенным условиям. В настоящий момент данная сделка не рассматривается".
Нет прямых оснований предполагать, что АО "Метрогипротранс" является источником корпоративного конфликта в "Ленметрогипротрансе". Отсутствует у него также и реальная возможность назначения кандидатуры гендиректора либо членов совета директоров при наличии миноритарного пакета акций. Но, безусловно, затянувшийся корпоративный спор самым негативным образом скажется на деятельности "Ленметрогипротранса". Такое развитие событий как раз и является традиционным последствием разногласий между органами управления компании, повлекшим немало банкротств.
Светлана Гузь
управляющий партнер юридической компании Legal to business
Действительно, согласно публикациям СМИ, московское "Метрогипротранс" (МГТ) имеет интерес в приобретении "Ленметрогипротранса" (ЛМГТ). Не исключено, что параметры сделки уже согласованы сторонами и условием закрытия сделки является смена менеджмента ЛМГТ. Именно этим можно объяснить конфликт между двумя ключевыми акционерами ЛМГТ (союз "Ветеран ЛМГТ" и "Балтметропроект") с одной стороны и с другой — текущим менеджментом ЛМГТ, который игнорирует требования акционеров и пытается сформировать совет директоров на 2019–2020 годы за счет своих представителей. Именно этим можно объяснить и то обстоятельство, что ключевые акционеры проигнорировали годовое общее собрание акционеров ЛМГТ в июне, которое было признано несостоявшимся в связи с отсутствием кворума, и добиваются через суд назначения нового внеочередного общего собрания акционеров.
Артур Зурабян
руководитель практики разрешения споров и медиации и международного арбитража юридической компании Art De Lex