Жилая виртуальность. Девелоперы продолжают наращивать онлайн–продажи

Автор фото: Сергей Коньков

В идеале это позволит сэкономить до 5% от стоимости проекта.

По словам Анжелики Альшаевой, генерального директора агентства недвижимости ГК "КВС", доля онлайн–продаж в общем объеме сделок группы уже достигла 25%, а в 2020 году компания планирует выйти на показатель 50%. "Первичный рынок, в отличие от вторичного, более структурирован и унифицирован, здесь практически нет юридических рисков, клиенту проще оценить ликвидность покупки. Сейчас больше 90% покупателей на рынке приходят через интернет — зачастую информированными — и обращаются в офис только для того, чтобы оформить документы. Перевод и этой опции онлайн — закономерность", — резюмирует эксперт. В среднем застройщики тратят на обеспечение продаж (реклама, зарплата отдела продаж, выплата процентов) от 3 до 5% от стоимости квартиры. "Онлайн–сделки позволят сократить траты примерно вполовину", — полагает Екатерина Запорожченко, коммерческий директор Docklands development.
По оценке Дмитрия Коновалова, управляющего партнера Glorax Development, сейчас от 5 до 20% сделок по покупке недвижимости проводятся дистанционно: "В основном этим сервисом пользуются региональные клиенты. Они могут подать заявку на ипотеку онлайн (осуществить андеррайтинг клиента банки успевают за считаные часы), оформить договор долевого участия, заверив его электронной подписью". На сайтах проектов доступны фото– и видеоотчеты, есть онлайн–камеры, позволяющие оценить ход строительства, благодаря интерактивным картам можно узнать подробности об инфраструктуре района. В ряде компаний есть VR–экскурсии по будущей квартире. "Современные технологии меняют даже такой непростой рынок, как строительный. Сегодня уже более 60% покупателей ищут квартиру в интернете", — подтверждает Олег Пашин, генеральный директор "Петербургской недвижимости".
Постепенно к онлайн–продажам банки "подкручивают" и онлайн–ипотеку. Как отмечает Екатерина Подольская, начальник отдела по работе с партнерами головного отделения по Санкт–Петербургу Северо–Западного банка ПАО "Сбербанк", 2 года назад для оформления ипотеки клиент делал семь визитов в банк и два в МФЦ, сейчас это всего один визит в банк для подписания договора. Банк ВТБ заявил о том, что первым на рынке выдал ипотечный кредит в рамках сервиса "VR–ипотека". Сделка по приобретению квартиры в Петербурге была оформлена клиентом из Красноярска, говорится в сообщении банка. "На горизонте 3 лет мы нацелены на то, чтобы обеспечить 100%–ную доступность продуктов в дистанционных каналах", — заявил Евгений Дячкин, руководитель департамента ипотечного и автобизнеса ВТБ.
Впрочем, большинство застройщиков пока занимают консервативную позицию. "У нас пока нет такого сервиса. Наши объекты и договоры не являются типовыми, клиенты предпочитают выяснять детали в офисе", — заявила Надежда Калашникова, директор по развитию "Л1". Не продают онлайн в "Группе ЛСР", в "Главстрое–СПб". В ЦДС уточнили, что используют лишь сервисы онлайн–регистрации договоров при работе с регионами. "В том числе мы таким образом заключаем и сделки с ипотечными квартирами", — пояснил директор департамента недвижимости Группы ЦДС Сергей Терентьев. В "Эталон ЛенСпецСМУ" готовятся продавать онлайн машино–места в паркингах.