Нашествие локеров. Как ретейлеры приучают россиян к самовывозу

Автор фото: flickr.com/Jan-Willem Reusink
Автор фото: flickr.com/Jan-Willem Reusink

Ozon бросает миллиарды инвестиций в логистику и обещает масштабную сеть постаматов. Крупнейшие ретейлеры не отстают и активно "засеивают" локерами все возможные точки продаж. Участники рынка между тем не ожидают, что такая форма доставки покупок из интернет-магазинов станет особо популярной у россиян.

Ozon отчитался о рекордном за 15 лет росте квартальных продаж. При этом ретейлер по-прежнему работает в убыток и получил 11 млрд рублей от своих акционеров. Все средства компания бросает на поддержание темпов роста и развитие инфраструктуры, в частности строительство складов и расширение сети постаматов (локеров).
Последнее направление (самовывоз) становится ключевым для всех крупнейших игроков в мировом и российском e-commerce (сопоставимо с Ozon, но по числу пунктов выдачи заказов, растет и Wildberries). За первое полугодие собственные службы интернет-магазинов доставили 111 млн посылок, это уже больше половины от всех посылок по всем каналам доставки.
С учетом объема инвестиций ретейлеров в логистику (только в Петербурге крупнейшие проекты в этом сегменте реализует "Сберлогистика" для "Яндекса" и Ozon), а также темпов расширения сети пунктов самовывоза всех ретейлеров можно было бы ожидать, что скоро большинство покупок будут делать онлайн и забирать самовывозом из локеров. Однако участники рынка не спешат говорить о появлении доминирующей модели доставки на потребительском рынке.

Логистика вместо прибыли

В конце ноября петербургский ретейлер Ozon отчитался о рекордном за 15 лет росте квартальной выручки — на 97%, до 16,9 млрд рублей. В среднем компания ежедневно доставляла чуть более 91 тыс. заказов, в ноябре без учета распродаж "черной пятницы" — 140 тыс. заказов. Высокие темпы продаж ретейлер объясняет развитием маркетплейса, разработками IT-лаборатории Ozon, запуском новых сервисов, а главное, ростом продаж в регионах по всей стране. В компании отмечают, что могли бы расти вдвое быстрее, если бы не нехватка складов.
На фоне почти двукратных темпов роста оборота компания получает и дополнительное финансирование от своих акционеров, АФК "Система" и фонда Baring Vostok, — 11 млрд рублей, следует из презентации "Системы". Заем, как сообщили в Ozon, пойдет в первую очередь на развитие логистической инфраструктуры, а также на развитие IT-лаборатории (в частности, разрабатывает систему для управления новым фулфилмент-центром в столичном Хоругвино).
"В сентябре 2020 года откроется первая очередь нашего фулфилмент-хаба в Татарстане — в него мы инвестируем порядка 1 млрд рублей. Также планируем открытия логистических центров рядом с другими миллионниками, расширение сети наших сортировочных центров и рост сети пунктов выдачи более чем в 2 раза", — рассказали в компании.
При этом один из крупнейших онлайн-ретейлеров в стране с момента основания не выходил на прибыль и остается убыточным (4,6 млрд рублей за 2018 год). "Ozon мог выйти на прибыль еще по итогам 2018 года, но компания сделала выбор в пользу масштабных инвестиций в фулфилмент и технологические платформы. Это необходимо, чтобы заложить успешный фундамент для завоевания большой доли на стремительно растущем рынке e-commerce", — поясняет представитель Ozon.

Постамат — к заказам

Активные инвестиции в логистику, анонсированные Ozon еще в прошлом году, приносят свои плоды. В сентябре 2019 года интернет-площадка стала крупнейшим в России оператором собственных постаматов — сегодня их уже более 5,9 тыс. С учетом партнерских точек Ozon оперирует 6222 постаматами по всей стране. Больше всего собственных постаматов у Ozon в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре и Твери. Более 50% автоматизированных точек Ozon установлены в сетевых магазинах формата "рядом с домом", бизнес-центрах, торговых центрах. Еще около 10–15% установили предприниматели по партнерской программе компании.
Более того, в конце ноября Ozon запустил логистический маркетплейс для бизнеса, который, как ожидает ретейлер, позволит компаниям малого и среднего бизнеса по всей стране сотрудничать с Ozon по нескольким направлениям: открывать агентские пункты выдачи и пункты приема товаров от продавцов маркетплейса, устанавливать постаматы, оказывать курьерские услуги по доставке заказов в пункты выдачи, постаматы и клиентам.
В общем объеме доставки за последние 12 месяцев доля постаматов ретейлера выросла в 6 раз, по всей стране на этот канал приходится уже более 23% заказов. За 9 месяцев в постаматы было доставлено более 3 млн отправлений, что втрое больше, чем за весь 2018 год. Ozon отмечает, что растет и число покупок в локерах: в сентябре 2018 года на одну точку приходилось 4,4 посылки, а в сентябре этого года — 6,1. Как отмечают в Ozon, установка постамата "рядом" с клиентом увеличивает частотность его покупок в среднем в 5–6 раз.
В частности, в Петербурге работают 244 пункта выдачи заказов и 502 постамата Ozon — 8 из 10 клиентов в городе выбирают эти каналы доставки, уточняют в компании. Всего в этом году клиенты интернет-площадки из Петербурга сделали почти 3 млн заказов, что в 1,6 раза больше аналогичного периода прошлого года. "Конечно, такие темпы роста требуют быстрого масштабирования каналов доставки", — добавляют в Ozon.

Тысячи локеров

В целом объем рынка логистики для электронной торговли в России за первое полугодие 2019 года составил 218 млн посылок, что на 33% больше, чем в первом полугодии 2018 года, говорилось в исследовании Data Insight. Своими силами интернет-магазины доставили 111 млн посылок (51%). Как отмечают аналитики, основной рост пришелся на самовывоз. "Внутри сегмента самовывоза идет перераспределение долей рынка от "Почты России" и единичных ПВЗ небольших интернет-магазинов в пользу тех сетей, которые быстро наращивают количество точек получения заказа: это логистические компании (особенно использующие постаматы) и крупнейшие интернет-магазины", — отмечал сооснователь Data Insight Борис Овчинников.
Активно развивают сегмент постаматов не только интернет-магазины. На федеральном уровне большую часть этого рынка делят между собой Qiwi и PickPoint. В Петербурге больше всего локеров установлено местной компанией TelePort. По оценкам аналитиков Qiwi, на начало года в России было установлено 5,5 тыс. постаматов, из них 1160 находится в Москве, а в Петербурге — почти 600, где больше всего локеров у TelePort. По прогнозам аналитиков, к 2023 году общее число постаматов в России достигнет 24 тыс. К этому времени доля посылок, пересылаемых с помощью локеров, должна вырасти с 5 до 12%.
Кроме того, создают и заполняют свою сеть постаматов ретейлеры продуктовой розницы. В частности, весной X5 Retail Group (управляет сетями "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель") основала совместное предприятие с сервисом доставки через постаматы PickPoint. Партнеры планируют развивать сеть постаматов в магазинах Х5. К концу 2019 года число боксов под управлением СП должно достичь 1,5 тыс. В мае X5 Retail Group и AliExpress заключили соглашение о доставке купленных на маркетплейсе товаров в постаматы сети X5. Получить заказ с AliExpress можно и в пунктах выдачи заказов (ПВЗ), и на кассах в магазинах ретейлера. Ежедневно в магазинах Х5 уже выдается около 20 тыс. посылок, в том числе от крупнейших российских интернет-магазинов (того же Ozon). С начала года в магазинах X5 выдано 2 млн заказов.

Года через три

Автоматизированные пункты выдачи заказов с учетом инвестиций ретейлеров и темпов роста сети постаматов по всем сегментам могут в ближайшие несколько лет стать приоритетным каналом доставки в e-commerce и повлиять на сокращение доли традиционного ретейла. Однако участники рынка не спешат с подобным прогнозом, отмечая специфические недостатки локеров.
Так, остаются категории товаров, которые нельзя заказать самовывозом, — в первую очередь крупногабарит. Во-вторых, не всем покупателям удобен самовывоз: среди тех, кто продолжает пользоваться курьерской доставкой, есть люди с ограниченными возможностями передвижения. Кроме того, существует срочная доставка — например, продуктов или готовой еды, которая имеет смысл именно в виде доставки до двери, перечисляют в Data Insight.
"Возможность доставлять любой товар в постамат или пункт выдачи заказов, расположенные в шаговой доступности от любого пользователя, в течение года-двух выглядит не слишком вероятной. Пропускные возможности и постаматов, и особенно ПВЗ ограниченны. Их количество стремительно увеличивается, однако популярность тоже растет — и покупатели сталкиваются с очередями в ПВЗ и невозможностью заказать товар в удобный постамат, потому что все ячейки заняты. Для того чтобы действительно была реализована такая возможность, нужна существенно более развитая инфраструктура", — поясняет Наталия Крупенина, ведущий аналитик направления "Логистика" Data Insight.
Покупатели однозначно хотят иметь быстрый доступ к товарам, и в этом случае и локеры, и курьерская доставка уступают омни-ретейлерам, у который онлайн-продажи полностью синхронизированы с магазинами, добавляют в "М.Видео-Эльдорадо". Ретейлер приводит пример альтернативы самовывозу — проект с Superbro, который позволит получить товары в течение 1,5 часа, если они стоят до 8 тыс. рублей и весят до 15 кг. В "Юлмарте" еще более категоричны: "Единственный формат, который может побороться с традиционным ретейлом, — это формат получения заказов "здесь и сейчас" — то, как работают центры исполнения заказов "Юлмарта".
В DPD обращают внимание еще на одну особенность, ограничивающую экспансию локеров, — специфику самовывоза в провинции. "Получение посылки из локера — это фактически предоплата, когда клиент сначала оплачивает покупку, а только потом получает возможность ее увидеть. При курьерской доставке, а также при получении посылки через ПВЗ у клиента есть возможность сначала проверить вложение отправления, а уже потом его оплачивать", — напоминают в DPD.
"Помимо этого, локер — оборудование, имеющее свою цену и стоимость обслуживания, поэтому у установки локера есть порог рентабельности: в городах и поселках с небольшим населением и низким трафиком установка локера не всегда бывает рентабельной, тогда как платежеспособные клиенты есть везде. Для них работают курьерская доставка и ПВЗ, у которых нет расходов на открытие и обслуживание", — добавляет Ирина Зильберберг, начальник управления партнерской сети Pickup DPD в России.
Не стоит забывать и о важности профессиональной консультации, а также возможности изучить товар перед оплатой, подчеркивает Алексей Федоров, управляющий партнер ГК "220 Вольт", глава комитета по торговле общероссийской общественной организации "Деловая Россия".
"Когда мы делали бесплатную доставку через постаматы и ПВЗ "Ростелекома", например, оказалось, что при равных условиях оплаты покупатели предпочитали наши пункты выдачи, поскольку рассчитывали на профессиональную консультацию. Консультация нужна клиентам при покупке любой сложной техники. Также крайне важно иметь возможность самому убедиться в отсутствии брака и удобстве товара", — поясняет топ-менеджер.
"Кроме того, до сих пор не решена проблема расходных материалов, которые по-прежнему покупаются в офлайне. С учетом этих факторов локеры точно не вытеснят ПВЗ. Привычной историей постаматы станут только года через три. И при этом они не затронут по понятным причинам крупногабарит и большие заказы. В мире постаматы так и не стали доминирующей моделью, гораздо популярнее выдача заказа на кассах, когда вместе с покупкой можно, например, выпить чашку кофе. Постаматы лишь временная мера, интернет-торговле она не сильно поможет. Сейчас покупки онлайн — это 4% от всего рынка, через 3 года будет 10%", — прогнозирует Федоров.
Елена Млоток, старший вице-президент по электронной коммерции "Связного", подчеркивает, что онлайн и офлайн каналы будут дополнять друг друга, будет лишь меняться их наполнение. "Именно это мы наблюдаем. Офлайн игроки активно развивают онлайн каналы, а чистые онлайн игроки обеспечивают себе присутствие в физическом мире. Покупателям по-прежнему важно получать консультацию продавцов в розничных магазинах, тестировать устройства, нужна помощь в настройках. Для покупателей магазины Связного становятся центрами экспертизы в мире технологий", - соглашается Млоток с Федоровым.