Семь пятниц на неделе. Агрессивные скидки и война за покупателя

Автор фото: Интерпресс

Завтра в России официально стартует "черная пятница". Российские компании все больше творчески переосмысливают американскую традицию проводить распродажи в первую пятницу после Дня благодарения. Расширяются сроки проведения акции и состав участников. Агрессивные скидки — логичная мера в условиях, когда бороться приходится за обедневшего потребителя, реальные доходы которого не растут с 2014 года.

"Черная пятница" — акция по меркам российского ретейла молодая. Впервые идея провести распродажи, как в Америке, пришла в 2013 году.
Начавшись как коммерческий проект ООО "Блэк Фрайдэй", к 2016 году она раскололась и переросла в массовое движение, к которому сегодня подключаются не только онлайн–платформы, но также банки, театры с музеями и даже отдельные застройщики.
Каждый год устанавливаются новые рекорды. В 2017 году российские компании продали в "черную пятницу" товаров на 30 млрд рублей, отчитывалась Ассоциация компаний интернет–торговли.
Из онлайна распродажи переметнулись в офлайн. В 2018–м Infoline оценило оборот продаж непродовольственных товаров в офлайне в 70 млрд рублей, в онлайне — более чем в 17 млрд рублей.
Растягиваются и сроки проведения акций. У отдельных компаний уже "семь пятниц на неделе" — скидки предоставляются в течение нескольких дней, иногда месяц.
Игнорировать распродажи становится все сложнее, учитывая высокий спрос на такого рода акции со стороны россиян. По опросам, "черной пятницей" интересуется каждый пятый. Из них 84% намерены что–то приобрести.
Развитие традиции ноябрьских распродаж совпало по времени с затяжным падением реальных располагаемых доходов россиян. Они не росли начиная с 2014 года.
В этом году зафиксирован незначительный рост: на 0,2% за 9 месяцев.
Black Friday в России не так давно — популярность акции стала расти после резкого падения рубля. Учитывая продолжающееся снижение реальных доходов, "игра в скидки" более чем актуальна.

Онлайн–торговля ликует

Рекордные продажи в этом году ожидают в онлайне. По данным Black Friday Global, оборот интернет–магазинов в дни акции составляет почти 20% от годового. "Акция выгодна и ТЦ хотя бы с точки зрения увеличения трафика, также это разгон перед новогодними скидками", — говорит партнер по управлению недвижимости компании RRG Алдынай Юмбуу.
По словам управляющего директора по цифровому маркетингу и продукту Lamoda Group Юлии Никитиной, "у России огромный потенциал, в этом году мы увидим еще большую долю покупок в "черную пятницу" именно в онлайн".
В продуктовом ретейле из–за скидок средний чек в декабре увеличится на 50–70% — и из–за этой акции, и по причине приближающихся новогодних праздников, считает эксперт по продвижению продукции в торговые сети Михаил Лачугин.
Х5 Retail Group заманивает даже ценами в 1 рубль. "Совокупно в акции участвует 56 тыс. единиц продукции. Предложение обновляется дважды в день", — рассказали в пресс–службе. Руководитель по стратегическим коммуникациям "Ашан Ритейл Россия" Мария Уткина отмечает, что в магазинах сети акция продолжится неделю, а наибольшим спросом, судя по всему, будет пользоваться бытовая техника.
Лачугин отмечает, что обманных скидок в продуктовом ретейле почти нет, сети зарабатывают в том числе и за счет продажи сопутствующих товаров: "Предлагают скидку на вино и подразумевают, что приобретут сыр или мясо".
В сети обувных салонов Zenden в течение недели ожидаются скидки до 90%. Посещаемость магазинов упала, что связано с ростом конкуренции на рынке, подчеркнул владелец компании Андрей Павлов. В целом роста по объему выручки за период акции в сети не ожидают. "Несмотря на то что растет популярность покупки в интернете, большинство все равно предпочитают розницу", — говорит он.
Предпочитают совершать покупки "вживую" и любители Love Republic. "Черная пятница" в этой сети началась еще на прошлой неделе и продлится до конца месяца. "Но заказы в интернет–магазине тоже увеличились", — прокомментировала Анастасия Белоусова, директор магазина марки в ТЦ "Сенная".
"Горячая" акция коснется и класса люкс. Мария Петрова, старший менеджер салона "Эстель Адони", отмечает спад потока: "Раньше даже время работы некоторых ТРК увеличивалось на 2–3 часа. Сейчас этого нет, число посетителей сократилось в разы и сумма выручки намного ниже, чем раньше".

Экономия на культуре

Театры и музеи участвуют в "черной пятнице" по предложению партнерских служб по продаже билетов.
Так, на спектакли театра "Остров" предоставляются скидки 50%, театра "Суббота" — 50% и 30%.
Как рассказала "ДП" директор театра "Остров" заслуженная артистка России Тамара Исаева, с начала акции, 26 ноября, продажи увеличились (а обычно в декабре снижение). По ее словам, в "пятнице" через ДТЗК, "Кассир.ру" и пр. задействовано большинство театров и концертных залов, "все находятся в общем поле". Заведующий литчастью театра "Суббота" Владимир Кантор отметил, что "пятница" помогает тем, кто "не может позволить себе купить билеты за тысячу рублей, например пенсионерам и студентам".
Частный музей "Петровская акватория" участвует в акции, ему интересно привлечение аудитории, сказал "ДП" директор учреждения Алексей Струк. В течение недели здесь можно приобрести билеты на конкретные экскурсии и потом их посетить. А вот исторический парк "Россия — моя история" не участвует. "Черная пятница" пока не так глубоко внедрилась в нашу жизнь, чтобы мы хотели на этом заострять внимание", — заявила руководитель пресс–службы парка Лидия Шевченко.

Девелоперский игнор

"Квартира — не тот товар, который можно приобрести за полцены. Покупателя должны насторожить большие скидки, это всего лишь маркетинговый ход для массовой распродажи неликвида — квартир с неудачными планировками в результате ошибки проектировщика", — говорит Алексей Бушуев, директор по продажам Seven Suns Development.
По сведениям Светланы Денисовой, начальника отдела продаж ЗАО "БФА–Девелопмент", из солидных застройщиков, заботящихся о репутации, пока никто с энтузиазмом не среагировал на акцию.
"В целом рынок недвижимости критичен, ведь за броским заголовком — обыкновенный ярмарочный формат", — говорит она.
По мнению Марианны Ивлевой, главы отдела маркетинга ГК "КВС", большие скидки в недвижимости сейчас невозможны. "Стоимость квартир на оптимальном для покупателя уровне, цены в последние годы растут медленнее себестоимости строительства", — говорит она.
У компаний финансового сектора "черная пятница" растянута. Активны страховщики — большинство предлагает скидки на полисы, надеясь привлечь новых клиентов. Оформить полис со скидкой тем, у кого он уже есть или скоро закончится, нельзя. При этом страховщики, несмотря на скидки, сохраняют уровень премий.
"В последние годы в период распродаж средний чек не снижался, зато повышенным спросом пользовались допопции", — отметил Дмитрий Литовченко, руководитель блока цифрового бизнеса СК "Росгосстрах".

Банкиры жадничают

Банки учли негативный опыт прошлых лет и распространили условия "черной пятницы" на продукты, по которым нет жестких требований по оценке платежеспособности заемщиков, — открытие расчетного счета или оформление дебетовой карты.
"В акции люди стремятся купить товары дешевле, чем в обычные дни, и важно, чтобы ставка по микрозайму не сводила на нет выгоду акционных приобретений. Раньше мы предлагали займы по фиксированной стоимости вне зависимости от суммы и срока, — комментирует Алексей Буханов, замгендиректора онлайн–сервиса микрокредитования "Честное слово". — Мы отмечали рост акционных выдач, но качество портфеля при этом ухудшалось. В результате отказались от "черной пятницы": нужда в привлечении потенциально дефолтных клиентов в день распродаж у нас отсутствует".
Дарья Зайцева, Анна Серпер
"Черная пятница" в России — это традиционно дутые прайсы с фейковыми скидками. Можно посмотреть на любую сферу бизнеса: авто, электроника — везде одно и то же. Важно понимать, что в Штатах обычно на "черной пятнице" со скидками продают залежавшийся товар, который быстро обновляется благодаря новым технологиям или дизайну. Квартиры к такому типу товаров не относятся. Коллекции квартир 2019 года будут ровно такими же, как и квартиры коллекции 2020 года, поэтому в дополнительном стимулировании продаж они не нуждаются. Я бы не стал рекомендовать клиентам реагировать на предложения скидок на квартиры в новостройках в рамках "черной пятницы". Скорее всего, уже после 20 декабря можно будет найти более выгодное предложение в новогодних акциях.
Роман Строилов
директор по развитию, партнер маркетплейса недвижимости "М2Маркет"
Использование спецпредложений в "черную пятницу" вошло в привычку потребителей, поэтому мы традиционно поддерживаем акцию. Доставка еды имеет ярко выраженные пики, наибольшее количество заказов на неделе приходится как раз на пятницу. Запуск акций в этот день приводит к очень существенному росту заказов. В прошлом году спрос на доставку еды в "черную пятницу" по сравнению с другими пятницами ноября вырос более чем в 2 раза. И мы ожидаем повторения. Но в этот раз мы решили продлить эффект. Те пользователи, которые сделают заказ 29 ноября, получат дополнительный промокод и смогут использовать его в любой удобный день.
Олег Хаустов
директор по маркетингу Delivery Club
"Рольф" традиционно принимает участие в "черной пятнице". Мы выбрали трехдневный формат, потому что процесс покупки автомобиля не всегда удается уместить в один день, тем более рабочий. В этом специфика авторетейла, в отличие от онлайн–покупок бытовой техники или одежды. По опыту прошлых лет, в дни распродажи трафик в наши дилерские центры повышается существенно: в отдельные дни — на 40% и более. При этом растет как число звонков в дилерские центры, так и количество визитов и новых контрактов. Некоторые клиенты ждут "черной пятницы", рассчитывая сэкономить. Выгода от участия дилерского центра в распродаже заключается в увеличении выручки и оборачиваемости склада, что компенсирует некоторое снижение маржинальности сделок для компании.
Юлия Овчинникова
директор по маркетингу компании "Рольф"
В этом году "черная пятница" в Ozon началась с pre–sale в середине октября, а самые большие скидки доступны с 25 ноября по 1 декабря. В распродаже — более 3 млн товаров со скидками до 90%. Клиенты из Петербурга в день оформляют на 70% больше заказов, чем в среднем в течение года, а общее количество заказов на площадке превышает 20 тыс. в час. По прогнозу, к концу распродажи выручка от "черной пятницы" вырастет на 140% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. За время pre–sale в Петербурге продажи спортивных товаров выросли на 120%, а товаров для творчества — на 105% к аналогичному периоду прошлого года. Мы видим, что клиентам удобны многодневные акции: они позволяют распределить расходы, подробнее познакомиться с ассортиментом и вернуться за повторными покупками в удобное для них время: например, в первый день акции клиенты заказывают одежду и электронику, а к концу распродажи возвращаются за продуктами и товарами для дома.
Павел Кобелев
руководитель направления промо в Ozon

В контексте

За годы санкций и вялотекущего кризиса в России сформировался новый паттерн поведения потребителей — зависимость от скидок. Для ретейлеров это игра с огнем: акции, которые в моменте кажутся выгодными, загоняют в ловушку весь рынок. Вернуть этого джинна в бутылку будет нелегко.
На короткой дистанции продуманная промоакция способна здорово повысить продажи. Но, закупившись в "черную пятницу" впрок, покупатели могут подарить продавцам не менее черный понедельник, когда выручка упадет в разы. Сейчас российский потребитель — ободранная кризисом овца, с которой каждый норовит содрать последний клок шерсти. Надеяться, что, потратив собственные деньги, он быстро вернется с кредитными, не стоит. Несмотря на снижение ставок, потребкредитование в стране замедляется.
Для ретейлеров это переросло в настоящую промовойну всех против всех. Уже свыше половины товаров потребитель покупает по скидкам. В магазинах люди замечают только красный цвет, поэтому в красный и желтый перекрасили почти все ценники. И хотя по теории игр для конкурирующих компаний выгодным было бы держать более высокие цены, никто не решается вырваться из порочного круга первым. Все продолжают тянуть цены вниз, нередко — даже за грань рентабельности. В итоге промоакции превращаются в смертельную битву, истощающую ресурсы ретейлеров. В этом году уже закрылась "Полушка", сейчас под большим вопросом будущее магазинов Spar и "Семья".
Интуитивно рынок начал осознавать, что ситуация нездоровая. По оценкам Nielsen, рост доли промопродаж начал наконец замедляться. В 2017 году 45% товаров продавались по акции, в 2018 году — 52%. В 2019 году цифра выросла лишь на 1 п.п., до 53%. Как объясняют эксперты, по многим позициям достигнут потолок, отступать некуда, дальше — только убытки. Да и маркетологи уже набрались опыта и стали хитрее. Эффект любого промо на продажи считают по сложным матмоделям с большими данными, вместо скидок внедряют программы лояльности и сервисы кешбэков. Некоторые производители в высоко промотируемых категориях плюнули на условности и вообще перешли к стратегии ежедневно низких цен. Больно, зато честно!
Но в этом есть плюс. На примере ретейла мы видим, как замечательно способна служить интересам потребителя высокая конкуренция. Пока доходы не растут, выхода у торговых компаний нет: только снижать издержки, внедряя высокотехнологичные маркетинговые модели и приучая себя к работе с big data. Путевка в будущее им обеспечена. Жаль только, в других сферах экономики конкуренции все меньше.
Георгий Вермишев