Зачем стартапы застройщикам?

 

Proptech — это термин, который характеризует все технологические стартапы в области real estate. Все, что дает возможность улучшить взаимодействие с пользователем, повысить удобство эксплуатации недвижимости, начать экономить на содержании или выгоднее ее продавать, — все это в современном мире называется proptech.
Популярность различных технологий в proрtech приходит волнами. Два года назад во всем мире это был блокчейн — тогда все хотели делать стартапы на блокчейне для недвижимости: ведение реестров, smart–контракты без банков, юристов и всего остального.
Затем был расцвет умных датчиков, которые можно было установить на здание и снимать различные показания — по температуре, освещенности, влажности и так далее. Прошел, условно говоря, год, и сейчас датчики никто не предлагает, они стали нормой. Но появилась другая проблема, которую пытаются решить за счет proptech: как управлять этими сотнями тысяч датчиков, которые мы поставили? Как объединить их с существующими в здании системами, чтобы получить максимальную эффективность? Сейчас большая часть стартапов сосредоточена именно на этом — на создании платформ для управления умными датчиками.
Еще одно направление — это стартапы в области AR / VR. Это может быть или 3D–моделирование для дальнейших продаж, или виртуальные туры по отелю, чтобы человек, который собирается там в будущем остановиться, мог его предварительно оценить, или навигация внутри помещения, когда с помощью дополненной реальности мы видим, куда нам нужно идти.
Российский рынок proptech отстает на несколько лет от европейского или американского, и он меньше, потому что здесь в принципе меньше денег. Это очень молодая и довольно сложная отрасль. Из того, что чаще всего на слуху именно в России, — попытки сделать стартапы в области брокериджа, то есть там, где помогают автоматизировать взаимодействие покупателя и продавца. В основном в стартапы у нас готовы инвестировать либо крупные государственные компании, либо банки, потому что у них есть на это средства и они заинтересованы в развитии.
Компаниям в сфере недвижимости выгоднее работать со стартапами: это дешевле и проще, чем делать разработки самим. Им не нужно создавать внутри R&D–лабораторию, которая будет проводить нужные тесты, не нужно увеличивать для этого штат. Вместо этого они могут провести конкурс стартапов и отобрать среди них лучших, чтобы закрыть недостающие компетенции извне.
Получается ситуация win–win. С одной стороны, одна из самых серьезных проблем всех стартапов в области недвижимости — это найти объект приложения. Разработчики могут сделать классный продукт, но протестировать его в реальной жизни очень сложно. Поэтому стартап рад, что ему дали возможность испытать свою разработку в реальной компании, а компании рады, что не содержат целый штат R&D, а дают какое–то порционное финансирование. А если все очень классно начинает получаться, то бизнес может выкупить весь стартап и перевести его в штат.
Я думаю, у proptech в России перспективы отличные, хотя всегда есть законодательные нюансы. Очень сомневаюсь, что придет какой–то стартап из Европы или Америки и станет лидером на нашем рынке. Тем не менее сами проблемы — они никуда не деваются, вопросы умных зданий, управления ими, экономии и снижения затрат при отсутствии потери качества — все это застройщикам предстоит как–то решить, и поэтому proptech будет востребован.
Роман Блонов, IT–директор NAI Becar