Этапом до Твери. Скоростную трассу М-11 Москва — Петербург откроют без одного участка

Автор фото: ТАСС
Автор фото: ТАСС

Сегодня будет поставлена точка в истории самого масштабного дорожного проекта в современной России — платной скоростной трассы М–11 Москва — Петербург. Спустя 9 лет трасса дошла до Северной столицы, где пройдет церемония открытия последнего, 8–го, этапа с участием Владимира Путина. Правда, проехать по ней насквозь от одной столицы до другой невозможно, а когда будет возможно — неизвестно.

С открытием движения по участку трассы от дороги А–120 "Санкт–Петербургское южное полукольцо" до КАД Петербурга (8–й этап, 646–684–й км) вся трасса М–11 будет полностью введена в эксплуатацию, заявляют федеральные чиновники. Однако одного участка платной трассы водители пока недосчитаются. Объезжать Тверь придется по старой трассе М–10 "Россия", а не по новой скоростной. Хотя этот участок М–10 реконструировали, расширив проезжую часть до четырех–шести полос и построив несколько развязок, но неудобство при съезде / заезде с одной трассы на другую сохранится.
Этот факт не должен сильно омрачить праздник, потому что запуска трассы, особенно участка под Петербургом, водители ждут с весны 2018 года. Именно к этому сроку, когда проходил Чемпионат мира по футболу, должна была открыться новая магистраль.
Если вспомнить, через какие скандалы и сложности прошла трасса, удивительно, как ее вообще достроили. Начиная от знаменитого конфликта вокруг Химкинского леса в 2009–2010 годах и заканчивая внезапными археологическими раскопками и конфликтом между генподрядчиком и субподрядчиками на 8–м этапе.
К слову, помимо открытия 8–го этапа сегодня в полном объеме запустят движение по реконструированному участку трассы А–121 "Сортавала" от Приозерска до границы с Карелией. Судя по списку приглашенных высокопоставленных чиновников, они планируют успеть на обе церемонии.

Как раньше, только лучше

По сути трасса М–11 — это дублер трассы М–10, но в лучшем ее исполнении. 669 км от МКАД до КАД через шесть субъектов: Москву, Московскую, Тверскую, Новгородскую, Ленинградскую области и Санкт–Петербург, в обход всех населенных пунктов. Прямая, полностью освещенная магистраль шириной от 4 до 10 полос технической категории 1А. Сейчас разрешенная скорость движения по М–11 составляет 110 км / час. Исключение — обход Вышнего Волочка, где можно разгоняться до 130 км / час. Весной такой скоростной режим планируют ввести на всех участках трассы.
М–11 — первая в постсоветской истории автодорога, построенная с нуля и объединяющая крупнейшие агломерации, отмечают в ГК "Автодор", представляющей государство в данном проекте. Для строительства трассы было заключено шесть контрактов: две концессии (на первый и последние участки) и четыре долгосрочных инвестиционных соглашения. Последний участок (7–8–й этапы, 543–684–й км) от Мясного Бора в Новгородской области до КАД Петербурга по концессии строило ООО "Магистраль двух столиц", созданное "ВТБ Капитал" и французской компанией VINCI Highways.

Дорогой кофе

Официальная стоимость проезда по всей трассе пока точно неизвестна, поскольку не озвучена цена за 8–й этап, но ранее федеральные чиновники заявляли о 2 тыс. рублей. Первый заместитель министра транспорта России Иннокентий Алафинов сравнил эту цену со стоимостью семи чашек капучино. Как сообщал "Автодор", стоимость проезда по всей М–11 для легковых машин в будний день составит 1820 рублей, с транспондером — 1331 рубль. В выходные проезд будет стоить 2020 и 1494 рубля соответственно. Исходя из этого, стоимость 8–го этапа должна составить 100 рублей.
Когда будет построен 3–й этап (северный обход Твери), стоимость еще возрастет. В июле тверской губернатор Игорь Руденя заявлял, что это — "задача на ближайший год". С вводом новых участков трафик на М–11 будет только увеличиваться, и существующий обход Твери на М–10 может не справиться.

Долгая история

Первые два участка начали строить в 2010 году. Тогда произошли столкновения с защитниками Химкинского леса, который новая трасса должна была разрезать на две части. После длительного противостояния власти внесли изменения в проект, хотя дорога все равно прошла через этот лес.
Значительная часть трассы идет по болотам и слабым грунтам. Из–за этого на ряде участков пришлось забивать целые свайные поля, осуществлять технологии микровзрывов для последующего укрепления основания дороги. В составе магистрали порядка 100 мостовых сооружений, большая часть которых даже не заметна водителям. Однако геология принесла строителям не так много проблем, как археология.
Весной 2018 года на 8–м этапе трассы на участке перед мостом через реку Ижора (663–й км) у поселка Войскорово строительные работы были полностью остановлены. Здесь обнаружили остатки древнего очага и культурного слоя. В итоге на трассу вышли археологи, и стало понятно, что М–11 к очередному обозначенному сроку — концу 2018 года целиком в эксплуатацию не введут.
Именно археологические раскопки называют основной причиной задержки завершающих этапов, но стоит напомнить о конфликте между итало–турецким генподрядчиком "Ичтаж Асталди" и его субподрядчиками. Последние еще в начале 2017 года заявили, что скоростную магистраль к ЧМ 2018 года не откроют из–за того, что их работы месяцами не принимались и не оплачивались. Схожая ситуация была и при строительстве ЗСД с участием той же итало–турецкой компании. К слову, среди субподрядчиков на М–11 есть и такие крупные компании, как "Возрождение", "АБЗ–Дорстрой", "СевЗапСтрой".

Поворот на Колпино

Вместе с 8–м этапом движение будет запущено и по участку, который подключает М–11 к трассе М–10 и Софийской улице. Работы стоимостью 5 млрд рублей выполнила компания "Евротрансстрой". Продолжение Софийской улицы к концу 2021 года должна была построить компания "Буер". Но в итоге ускорилась. "Мы в начале 2019 года обратились к правительству Петербурга, они поддержали нашу идею — синхронизировать сроки сдачи, чтобы мы не делали подключение в никуда, чтобы город задышал", — прокомментировал "ДП" директор Санкт–Петербургского филиала ГК "Автодор" Дмитрий Губин.
По его мнению, этот локальный участок будет решать и транспортные задачи субъекта, улучшит доступность Колпинской и Пушкинской агломераций. "Жители Славянки, которые стоят в часовых пробках, воспользовавшись этим участком, за 5–7 минут смогут быть на КАДе. Когда город достроит участок Софийской улицы до Заводского проспекта в Колпино, часть трафика оттуда уйдет на М–11. Значимость этого участка для города очень велика", — уверен Губин.

Карелия ждет

Сегодня же вводом заключительного участка от Приозерска до границы с Карелией (131–153–й км) завершится десятилетняя реконструкция трассы А–121 "Сортавала" (Петербург — Петрозаводск) на территории Ленобласти. Первый ее участок открыли в мае 2010 года. Далее поэтапно с разницей в год сдавались отрезки дороги вплоть до поселка Сосново, где движение было запущено в сентябре 2015 года.
Еще 24 км трассы "Сортавала", от поворота на Сосново до Лосево, вместе с мостом через Вуоксу реконструировали целиком к концу 2018 года. К тому же сроку капитально отремонтировали проезжую часть от Лосево до Приозерска, полностью здесь работы завершатся в 2020 году. Остается отремонтировать путепровод через железнодорожные пути на 105–м км, однако эти работы не относятся к реконструкции.
Ввод последнего участка ждали больше всего, поскольку здесь находится 5 км грунтовой дороги. По данным Упрдора "Северо–Запад", время в пути по участку от Приозерска до границы с Карелией составляло более 50 минут, теперь этот промежуток можно будет преодолеть в 2 раза быстрее.
Строительно–монтажные работы с июля 2017 года на объекте выполняла компания "ВАД".

В контексте

Хотя М–11 — действительно самая современная трасса в России, до европейских магистралей она пока недотягивает уровнем развития инфраструктуры. В пути надо не забывать следить за уровнем бензина в автомобиле и пользоваться интернетом, пока он есть.
По данным "Автодора", на действующих участках трассы с интервалами около 80 км установлены АЗС контейнерного типа (порядка 15 штук), позволяющие круглосуточно заправить автомобили 95–м бензином и дизельным топливом. Однако полностью полагаться на них не стоит, потому что они могут оказаться пустыми, и тогда вас спасут только аварийные комиссары, которые привезут вам канистру бензина. Если в том месте, где у вас кончится бензин, будет работать мобильная связь. Сами власти признают, что контейнерные заправки — это временное решение для экстренных случаев.
Полноценных заправок на магистрали пока не очень много. На выездах из Москвы и Петербурга есть по одной заправке (в каждую сторону), в Тверской области — три заправки (в обе стороны — шесть), и еще две заправки в Новгородской области. К концу 2020 года обещают в общей сложности 16 заправок. Многофункциональных зон (МФЗ), где можно отдохнуть, купить необходимые товары и перекусить, еще меньше — шесть. Открытие большей части МФЗ запланировано на конец 2019 и 2020 годов. Обычных площадок для отдыха водителей на трассе достаточно, на некоторых даже есть приличные туалеты.
Решить проблему мобильной связи "Автодор" планирует к концу I квартала 2020 года. Пока из 115 необходимых мачт установлено 39. Голосовую связь на всем протяжении М–11 председатель правления ГК "Автодор" Вячеслав Петушенко обещал уже к концу этого года.
Сейчас на трассе работает 23 экипажа аварийных комиссаров, готовых оказать первую медицинскую и техническую помощь. Они базируются на пунктах взимания платы, однако должны постоянно патрулировать трассу. За ситуацией на трассе следят и с помощью видеокамер. По данным ГК, время "подлета" в случае ЧП — 10–12 минут. Однако в мае глава МЧС Евгений Зиничев заявлял, что скорость реагирования на действующей части М–11 в 2018 году составляла 1,5–2 часа. Например, к месту возгорания бензовоза на трассе в июле 2018 года первые пожарные расчеты прибыли через 1 час 20 минут. По мнению министра, аварийных комиссаров необходимо наделить функциями аварийно–спасательных подразделений, оснастить и обучить. Плюс нужны вертолетные площадки для МЧС. В перспективе они должны появиться на территории МФЗ.
Сегодня от КАД до поселка Лосево автомобилисты едут по четырехполосному асфальтированному шоссе. Разделение встречных потоков барьерным ограждением, транспортные развязки в двух уровнях, автоматизированная система управления дорожным движением, освещение на искусственных сооружениях и в черте населенных пунктов позволяют нам обеспечить высокий уровень безопасности на этой федеральной дороге. В связи с тем, что основные потоки транспорта концентрируются до Лосево и распределяются по расположенным вдоль трассы населенным пунктам и садоводствам, с 81–го до 131–го км в рамках капитального ремонта существующая дорога доведена до параметров второй категории с двумя полосами движения — по одной в каждую сторону. Для обеспечения безопасности предусмотрено устройство необходимых переходно–скоростных полос, заездных карманов, пешеходных дорожек, установка барьерного ограждения, знаков, светофоров.
Владимир Анищенко
и.о. заместителя начальника фку "Упрдор "Северо–Запад"
Трасса М–11 — это замечательный, масштабный проект, который население близлежащих регионов ждало еще 10–20 лет назад. Именно тогда возникла потребность в магистрали. Нужно строить на опережение, а не когда транспортная сеть уже перегружена. Построив М–11, мы не закрыли проблему нехватки дорог между соседними агломерациями, которые должны работать самостоятельно. Главная проблема сегодня — отсутствие разветвленной дорожной сети. Между городами необходимо строить полноценные автобаны.
Юрий Агафонов
гендиректор Ассоциации "Асдор"