Недопустимость реформы. Антимонопольщики поучаствовали в решении транспортного вопроса

Автор фото: Петр Ковалев
Петербургское Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) направило предостережение вице–губернатору Эдуарду Батанову и главе КомтрансаАлександру Головину "О недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства".
Речь идет о подготовке главной реформы будущего года — транспортной. Перевозчики, с одной стороны, рады активности УФАС, но с другой — не могут объяснить, чем она вызвана.

"Конкуренция недопустима"

Прежде в УФАС хотя и не скрывали скепсиса относительно реформы, но говорили, что необходимо дождаться публикации итоговых документов и объявления закупок. "Мы не лезем в полномочия исполнительных органов власти. Мы смотрим на конкуренцию и чем это дело (транспортная реформа. — Ред.) закончится. Судя по всему, закончится резким сокращением количества хозяйствующих субъектов", — заявлял на октябрьской пресс–конференции УФАС руководитель ведомства Вадим Владимиров.
Закупки Смольный планирует объявить только в конце ноября. Свою активизацию до этого срока УФАС объясняет тем, что количество публикаций в СМИ касательно готовящейся транспортной реформы достигло критических пределов. Чувствуется, что обстановка накаляется, публикуются странные высказывания.
Например, исполняющий обязанности директора СПб ГКУ "Организатор перевозок" Владимир Шведченко заявил в интервью, что конкуренция за деньги пассажиров на улично–дорожной сети недопустима. Он буквально спровоцировал УФАС.
"Предостережение даже в суде не может обжаловаться, поскольку действие еще не совершилось. Оно выдается по публикациям СМИ. Антимонопольный орган видит, что может произойти что–то, нарушающее закон, и предостерегает от таких действий", — пояснили "ДП" в УФАС.

ФАС за маршрутки

В предостережении говорится: УФАС провело исследования и пришло к выводу, что коммерческие (маршрутки) и социальные автобусы невзаимозаменяемы. А 220–ФЗ, на который ссылается Смольный, утверждая, что можно выбрать перевозки либо по регулируемому тарифу (социальные), либо по нерегулируемому (коммерческие), позволяет, по мнению антимонопольщиков, их совмещать.
"По оценке Петербургского УФАС устранение коммерческих перевозок, оцениваемое рядом экспертов как желательное с точки зрения загрузки транспортной инфраструктуры и безопасности движения, возможно на ряде напряженных магистралей и там, где коммерческие маршруты полностью дублируют маршруты других видов транспорта. Однако их ликвидация на менее напряженных направлениях, в пригородных районах, на узких дорогах с отсутствием значительного потока транспорта и т. п. во многих случаях не может быть восполнена другими видами перевозок", — отмечают антимонопольщики.
В комитете по транспорту "ДП" сообщили, что готовят развернутый ответ на претензии УФАС, но оперативно прокомментировать свою позицию не смогли.

Можно и со льготами

Сейчас маршрутки от социального транспорта отличаются, во–первых, тем, что на них нет льгот, а во–вторых, тем, что они останавливаются не только на официальных остановках.
Перевозчики были бы готовы предоставлять льготы на коммерческих маршрутах, если бы Смольный компенсировал недополученные доходы. С этим согласно и УФАС. "Считаем, что в рамках действующего законодательства возможно сохранение коммерческих перевозок с возможностью посадки и высадки пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте", — говорят в антимонопольном ведомстве.
Возможность сохранения коммерческих перевозок вместе с социальными на время переходного периода транспортной реформы допускает и Александр Беглов, о чем он высказывался 30 октября, представляя депутатам проект бюджета. Этими словами губернатор привел подчиненных и транспортную сферу в замешательство. Поскольку все это время шла речь об отмене коммерческих перевозок: это главный постулат реформы, с которым почти все уже смирились. Окончательное решение власти обещают принять ко второму чтению бюджета, которое должно состояться на этой неделе.

Есть проблемы

"Опасения города связаны со сложностью регулирования и управления качеством перевозок на нерегулируемых маршрутах. Но такие возможности есть, законодательно они изучены. Комтранс делает упор на регулировании с помощью госконтрактов. Контракт по 44–ФЗ — это самый простой и жесткий способ управления перевозчиком, которого можно наказывать за любое отклонение от его условий. Но не единственный. Например, на законодательном уровне можно закрепить социальный стандарт качества транспортного обслуживания. Невыполнение показателей этого стандарта можно закрепить в региональном КоАП и контролировать нерегулируемые перевозки. Нужно просто захотеть. Комтранс хочет самостоятельно заключать контракты и управлять ими, не отдавая это на уровень города", — прокомментировал "ДП" один из транспортных экспертов.
Неудовлетворенный спрос на коммерческие перевозки может привести к развитию нелегального рынка, считают в УФАС. Собеседник "ДП", близкий к транспортному блоку Смольного, отмечает, что антимонопольный орган близок к правде.
"Одним из аргументов внесения изменений в действующие маршруты или открытия новых маршрутов всегда было появление нелегальных перевозчиков. Это сигнал, что здесь есть транспортный спрос, поэтому и родилось транспортное предложение. Недостаток транспортного предложения сразу же будет компенсирован кем–то другим", — говорит эксперт.

ГУП за всех

Опасения УФАС также связаны и с усилением ГУП "Пассажиравтотранс" на фоне возможного ухода с рынка части коммерческих перевозчиков. "Транспортная реформа предполагает дополнительные требования к подвижному составу (использование автобусов не старше 2018 года выпуска и т. д.). Но эти требования не будут распространяться на подвижной состав ГУП "Пассажиравтотранс", поскольку оно не планирует участвовать в конкурсе", — считают в ведомстве. Собеседник "ДП" видит правоту ФАС и в этом аспекте: ГУП оказывается вне конкуренции и в этих условиях наращивает свои мощности с помощью города. В том числе он, вероятно, будет забирать маршруты, на которых у частных компаний работать не получится.
Заявление УФАС перевозчики встречают радостно, но, не понимая до конца мотивацию ведомства, не знают, чего ожидать. Возможно, что оно — реакция на противостояние сторонников и противников реформы внутри Смольного. Последовательность же антимонопольщиков, если они всерьез выступят против реформы в таком виде, должна проявиться в остановке аукционов, предполагают эксперты.