Майни, майни, майни. Китай передумал ограничивать добычу биткоинов

Китайцы передумали ограничивать добычу биткоинов, а в России ищут способ их арестовывать и конфисковывать.

Китай, следуя наставлениям своего лидера Си Цзиньпина о пользе блокчейна, резко разворачивает политику в отношении криптовалют. Власти страны исключили из перечня нежелательной деятельности майнинг.
Хотя до этого добычу криптовалюты активно критиковали за то, что она "тормозит дальнейшее развитие страны" и неэффективно потребляет электричество. А еще в апреле вообще предлагали запретить, притом что именно в Китае сосредоточено большинство майнинговых мощностей.
Чуть позже Национальное информационное агентство Китая "Синьхуа" опубликовало целую статью о криптовалютах под заголовком "Биткоин: первое успешное применение технологии блокчейн". Это примерно как если бы в России о биткоине в прямом эфире позитивно высказался Дмитрий Киселев. Правда, автор статьи указывает, что в настоящее время биткоин наиболее востребован для транзакций на черном рынке и в даркнете. А кроме того, жалуется на высокое энергопотребление криптовалюты и чрезмерную волатильность.
"На мой взгляд, это не разворот, они всегда были на острие технологии, — говорит криптоинвестор и член Bitcoin Foundation Александр Китченко. — Это просто поклонение своему лидеру со стороны СМИ. Не думаю, что у них был прямо заказ пиарить биткоин. Блокчейн признается как технология будущего, Китай будет ее активно развивать, и нас ждет эра государственных цифровых валют. Естественно, децентрализации там не будет. При этом биткоин никуда не уходит".
Если китайцы не запретили майнинг сейчас, это еще не значит, что они не сделают это позже, однако правительство прекрасно понимает, что для провинции Сычуань это регионообразующий сектор экономики, считает Антон Макарчук, директор по маркетингу CryptoUniverse. "Для российского рынка это, несомненно, минус, так как запрет майнинга в Китае вызвал бы лавинообразный спрос на размещение майнинга в странах–соседях, а Россия здесь является одним из главных претендентов на то, чтобы приютить беженцев из КНР", — говорит он.
Тем временем на рынке уже шепчутся, что следующим шагом может стать появление национальной криптовалютной площадки в Китае (сейчас в Китае торговля криптоактивами запрещена). И вот это будет уже настоящий разворот.

Все равно падаем

Что бы там ни писали в газетах китайцы, а пока что цена биткоина снижается. На момент написания публикации она составляла уже $8750.
Это значимый уровень поддержки, если рынок пробьет его, ничего хорошего ждать не приходится.
"Поводом могло стать и известие об очередном — седьмом в этом году — взломе криптовалютной биржи. На этот раз хакеры вывели с вьетнамской биржи VinDAX средства в 23 цифровых активах на общую сумму около $500 тыс.", — считает аналитик NordFX Анна Горенкова.
"Сейчас биткоину очень бы не помешала поддержка верных покупателей, — констатирует Александр Купцикевич, аналитик FxPro. — Проблема в том, что настоящие сторонники криптовалюты ее уже купили, тогда как волны создают уже совсем не криптоэнтузиасты".
Обесценится биткоин — и где–то в США полицейские получат меньшую пенсию. Без шуток, местные пенсионные фонды уже удвоили инвестиции в криптовалюту через фирму Morgan Creek Capital. Пенсионный фонд полицейских выделил $22 млн, а фонд госслужащих — $33 млн (в среднем 1% от активов).
Рискнуть деньгами подталкивают низкие процентные ставки и хорошие результаты от прошлых инвестиций. Преимущественно это вложения в связанные с блокчейном инфраструктурные компании, а не криптовалюты, но они тоже есть в портфеле.
Правда, далеко не все играют сейчас вдлинную. Рынок очень ждал поставочных фьючерсов от BAKKT, потом было большое разочарование — торги начались плохо, но все же потихоньку площадка набирает обороты. Число торгуемых месячных фьючерсов превысило $15 млн. Сейчас у конкурентов из CME средний ежедневный оборот составляет $289 млн, но важна тенденция. А она говорит о том, что на рынке много желающих заработать не только на росте, но и на падении биткоина.
"Рост оборотов фьючерсов на биржах, в том числе на бирже Bakkt, указывает на соразмерный рост торговых оборотов на криптобиржах, где обращаются физические биткоины. Кроме того, уже собственно наличие возможности коротких продаж способствует улучшению торговой ликвидности и, таким образом, снижению излишней волатильности цены биткоина", — оптимистичен шеф–дилер WELTRADE Василий Барсуков.

Отобрать и поделить

У силовиков из разных государств мысли сходятся. Европол заявил, что биткоин остается самой популярной криптовалютой у киберпреступников. Того же мнения придерживаются и в ФБР. "Я задаюсь вопросом, не стоит ли нам принять какие–нибудь меры противодействия криптовалютам?" — волнуется директор ведомства Кристофер Рэй.
Отчасти его беспокойство можно понять. По данным компании Chainalysis, объем биткоин–транзакций в даркнете в 2019 году может превысить $1 млрд. Для сравнения: предыдущий рекорд был зафиксирован в 2017 году ($872 млн за весь год). Это несмотря на все утверждения о том, как легко можно вычислить цепочки транзакций в основной цифровой валюте.
Тем временем в российском МВД задумались, как можно арестовывать и конфисковывать криптовалюту. Конкретные предложения должны разработать к 2021 году. На первый взгляд, звучит немного странно, ведь криптокошельки виртуальные и заперты паролем. Но эксперты говорят — нет ничего невозможного.
"Технически арестовать и изъять биткоины можно тремя способами, — рассказывает Роман Янковский, советник Tomashevskaya & Partners и член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики МО АЮР. — Первый, если они хранятся на некоем промежуточном кошельке, к которому имеет доступ не только владелец, но и посредник–кастодиан. Пример такого кошелька — счет, привязанный к карте, или личный кабинет на бирже.
Второй — с помощью давления на владельца криптовалюты. Если мы знаем, кому принадлежит кошелек, то можно заставить перевести криптовалюту на наш счет, арестовав владельца или наложив на него штраф. Наконец, можно изъять биткоины, если взломать компьютер владельца. Изъяли компьютер — изъяли и файлы. Все три способа давно и успешно применяют в США. Так, после блокировки маркетплейса наркотиков Silk Road продали значительную сумму изъятого, обвалив курс биткоина".
Проблема в том, что самого понятия криптовалюты в законодательстве нет, а без этого не очень ясно, что именно будет забирать государство. Разработка закона "О цифровых активах" идет по принципу "шаг вперед — два шага назад". И хотя на сайте Госдумы появилась новая версия законопроекта, надежды на ее скорое принятие снова рухнули из–за ведомственных противоречий.
"В связи с появлением новых замечаний вероятность того, что законопроект примут в текущем году, очень низкая. Пришла бумага, которую мы не можем игнорировать", — рассказал на прошлой неделе замглавы Минфина Алексей Моисеев.
Так что история создания внятного регулирования криптовалют в России превратилась в сказку о белом бычке. Для серых игроков рынка это может значить только одно: есть еще время, чтобы подзаработать.