Связать клиента. На рынок мобильной связи вслед за Тинькофф Банком и Сбербанком вышел ВТБ

Автор фото: ТАСС

Нетипичная для кредитных организаций услуга может увеличить комиссионные доходы.

Первым в сентябре 2017 года на рынок услуг мобильной связи вышел Тинькофф Банк, за ним спустя год — в сентябре 2018 года — пришел Сбербанк. В конце октября текущего года о запуске своего оператора связи в Петербурге объявил и ВТБ.
Каждый из банков в наименовании оператора сохраняет собственный бренд: "Тинькофф Мобайл", "СберМобайл" и "ВТБ Мобайл".
Большинство аналитиков считают, что выход на высококонкурентный рынок сотовой связи вызван попыткой банков сформировать экосистему — набор небанковских услуг. Кредитные организации за последние несколько лет активно выходят на рынки доставки еды, ремонта недвижимости, продажи билетов в кинотеатры и так далее.
Наличие собственного мобильного оператора логично ложится в перечень повседневных небанковских услуг, которые могут быть востребованы большинством платежеспособных жителей страны. Однако своих собственных мобильных операторов банки заводят, разумеется, не только ради блага клиента, но и для извлечения выгоды.

Тайная бухгалтерия

Мобильный банковский оператор работает по технологии MVNO (с англ. — mobile virtual network operator) на инфраструктуре традиционных операторов сотовой связи.
По оценке "ТМТ Консалтинг", на конец 2018 года при общем количестве пользователей 11 млн абонентов 67% рынка MVNO контролировала компания Yota, 16% — "Ростелеком", 7% — МГТС.
Представители банков не раскрывают количество действующих абонентов своих мобильных операторов. Оценить потенциальную емкость рынка можно по данным Федерального агентства связи (Россвязь), которое ведет реестр выделенного номерного диапазона. По Петербургу и Ленинградской области за "СберМобайл" зарезервировано 538 тыс. номеров, "Тинькофф Мобайл" — 240 тыс., "ВТБ Мобайл" — 50 тыс. Стоимость услуг мобильных операторов для абонента напрямую зависит от объема потребляемых им банковских услуг. "Тинькофф Мобайл" обещает предоставлять 600 минут трафика бесплатно при обороте по банковской карте от 10 тыс. рублей в месяц, "ВТБ Мобайл" — бесплатно 150 минут при расходах по "Мультикарте" более 5 тыс. рублей (при меньшем обороте появляется комиссия за обслуживание карты в размере 249 рублей в месяц), "СберМобайл" принимает к оплате бонусы своей системы лояльности, которые начисляются при активных тратах по картам.
Для снижения расходов на сотовую связь клиенты банков начнут чаще пользоваться банковскими продуктами, одновременно увеличивая банку комиссионный доход.
Собственный мобильный оператор позволит банку сэкономить и сократить собственные расходы на приобретение пакетов sms для информирования по расходным операциям по картам. При этом снижать размер комисcии, которая снимается с владельца карты, банки вряд ли станут (средняя стоимость такой услуги сегодня составляет примерно 60 рублей в месяц).
Аналогичную экономию банки за счет собственных операторов получат и с обязательных для розничной торговли онлайн–касс. Это оборудование подключается к интернету через сим–карту любого оператора связи. Банки, продавая представителям малого бизнеса кассы, могут их подключить к своему собственному мобильному оператору. Такой ход позволит резко нарастить абонентскую базу и получить гарантированный объем выручки.
По данным СПАРК, по итогам 2018 года "Сбербанк–Телеком" (оператор "СберМобайл") увеличил выручку по сравнению с 2017 годом в 7,8 раза, до 362 млн рублей, "Тинькофф Мобайл" — в 113 раз, до 239,5 млн рублей. ВТБ зарегистрировал юрлицо только в августе прошлого года.
Промежуточную отчетность за 2019 год компании не публиковали, так как не обязаны это делать. По итогам 2019 года отчетность будет опубликована, вероятно, только осенью 2020 года.

От курьера до симкомата

От запуска собственного мобильного оператора выиграет банк с наибольшей клиентской базой. При малейших вопросах по тарифам или подключении пользователи банковских мобильных операторов будут обращаться в банк, где одновременно их могут убедить купить дополнительный продукт, но уже банковский. Таким же образом работают и традиционные сотовые операторы через дружественные им салоны сотовой связи: решая проблемы пользователей, параллельно продают им товары или дополнительные услуги.
Сегодня банки в Петербурге подключают к своим сотовым операторам на сайтах, а саму сим–карту могут доставить курьером (ВТБ в первые 2 недели работы в Петербурге организовал подключение только в некоторых отделениях, вероятно, впоследствии способы получения будут более разнообразными).
Но банки не ограничиваются собственной инфраструктурой. В конце минувшего августа Сбербанк в партнерстве с "Лентой" запустил в Москве пилотный проект по подключению к своему оператору в "симкоматах". В Петербурге выдача сим–карт через торговые аппараты без использования банковской инфраструктуры или курьерских служб может быть запущена в течение нескольких месяцев, говорилось в сообщении банка.
Теперь торговые сети дополнительно к кофе, чипсам и линзам смогут предлагать и услуги сотовой связи. В выигрыше будут и банки, и торговля.
Банковский оператор связи может рассчитывать на окупаемость, если создавший его банк обладает большой клиентской базой, которая настолько ему доверяет, что готова приобретать у него что угодно. Создавать MVNO имеет смысл тогда, когда есть хотя бы 5 миллионов клиентов. Таких банков десять. Расходы MNVO на рекламу незаметны. Складывается ощущение, что банки проверяют — не хлынет ли клиент сам, без рекламы.
Леонид Делицын
аналитик ГК "Финам"
Кто объединит в единой программе данные о банковских операциях и мобильном абоненте с указанием геопозиции и структуры мобильного трафика, окажется на шаг впереди всех. Кроме того, отпадает необходимость в подрядчике на пути контакта с клиентом, что снижает издержки. Сегодня у всех, кто занимается взысканием долгов, стоит проблема контактности. На поздних сроках просрочки она не превышает 30% по причине неверного номера. Банку легче будет найти должника, если он использует сотовую связь.
Эльман Мехтиев
президент СРО "НАПКА"