Пуск турборежима. Обновление энергетики проведут с опорой на собственные силы

Автор фото: Андрей Жуков
Газовым турбинам российского производства, даже несмотря на господдержку, будет непросто завоевать местный рынок, на котором плотно закрепились иностранные производители

Очередной этап обновления энергетики власти страны хотят провести с опорой на собственные силы, обеспечив софинансирование создания мощных газовых турбин.

Кабинет министров объявил конкурс на предоставление госсубсидий по созданию таких машин. Победитель будет объявлен 25 ноября, и, вероятно, им станет петербургское ПАО "Силовые машины". Как подсчитали чиновники, стоимость проекта по созданию производства газовых турбин большой мощности составляет не менее 15 млрд рублей. Предполагается, что эти деньги на паритетных началах вложит победитель конкурса и федеральный бюджет.

На всех парах

ПАО "Силовые машины" уже второй год разрабатывает собственную технологию производства газовых турбин. За это время создано конструкторское бюро (КБ), где уже трудится около 100 человек, сформирована база поставщиков, подготовлена строительная площадка. По словам Николая Фокина, главного конструктора, начальника специального КБ газотурбинных установок "Силовых машин", пока не закрыт вопрос с выбором поставщиков литья. "Силовые машины" готовы организовать совместное предприятие с потенциальным партнером или возродить когда–то существовавшее литейное производство.
В работе сейчас два проекта — турбина ГТЭ–65 мощностью 65 МВт и ГТЭ–170 (170 МВт). Головной образец ГТЭ–65 ранее уже был собран. В 2012 году его ввели в эксплуатацию на ТЭЦ–9 "Мосэнерго", машина прошла цикл испытаний, но из–за отсутствия экспериментальной электростанции для апробирования и обкатки технологии не была введена в промышленную эксплуатацию. Заказчик же был ограничен требованиями договора на предоставление мощности (ДПМ) и не мог ждать, когда будут пройдены все необходимые процедуры по запуску турбины в работу. В итоге машину вернули поставщику, а на ТЭЦ–9 установили иностранную.
Запустить газовые турбины большой мощности в серию "Силовые машины" планируют в 2024 году.

Советские корни

Нельзя сказать, что газовая установка создается с нуля. Разработки в этом направлении велись и в советское время. Ленинградский металлический завод (ЛМЗ), который сейчас находится в составе "Силовых машин", выпустил первую газовую турбину мощностью 12 МВт еще в 1957 году. Потом выпускались образцы мощностью 25, 105 и 148 МВт. В 1991 году ЛМЗ учредил совместное предприятие с Siemens, которое получило название "Интертурбо". СП занималось сборкой газотурбинных установок из готовых компонентов. С 2001 года "Силовые машины" по лицензии Siemens стали выпускать усовершенствованные версии этих установок — турбины ГТЭ–160. Всего за период с 2001 по 2011 год на площадях ЛМЗ изготовлены детали 57 ГТЭ–160.
Возможно, лицензионная техника и дальше бы поставлялась на отечественные электростанции, если бы в 2015 году это оборудование не оказалось в Крыму. Именно тот скандал стал катализатором принятия решения о создании собственной разработки газовой турбины. Впрочем, были и другие аргументы, в их числе высокие затраты на обслуживание и приобретение за валюту запчастей к иностранной технике, потребность в специальном программном обеспечении.
Есть еще один побудительный мотив — в 2018 году правительство РФ утвердило новую программу модернизации энергомощностей. По ней будет построено или модернизировано более 41 ГВт. Отдавать эти заказы иностранным компаниям, как это по сути получилось 10 лет назад во время первого этапа обновления российской энергетики, чиновники сейчас не хотят.

Опять догонять

Логичный вопрос: а почему в России только на исходе второго десятилетия XXI века задумались о создании собственного проекта газовой турбины? В Европе внедрять такие разработки начали еще в 1980–е годы. "В 1970–х мировые цены на нефть и газ выросли, старые паровые турбины давали КПД 32–34%. В мире стали пристальное внимание уделять вопросам энергоэффективности, разрабатывая новое оборудование, технологии и циклы, в том числе и парогазовый. В СССР ввиду дешевизны топлива особых стимулов этим заниматься не было", — размышляет партнер Агентства энергетического анализа Алексей Преснов.
Отдельные советские предприятия разрабатывали собственные проекты. Но без должной поддержки государства, причем не обязательно денежной, сложно проделать столь большой объем работы. Проекты создания оборудования за рубежом при этом субсидировались правительствами.
"В Европе начался цикл замены энергомощностей, а советский парк в 1980–е годы был относительно молод. Дальше наступили 1990–е, в те годы было не до модернизации и развития технологий", — отмечает Алексей Преснов.
Шанс застолбить место на мировом рынке газового турбостроения у России появился в нулевые. Тогда был запущен механизм ДПМ, когда в обмен на вложения, причем с гарантированной доходностью, инвесторы получали в собственность энергоактивы. Но договоры предоставления мощности содержали жесткие требования по срокам. А поскольку готовых российских проектов в те годы не было, то в основном внедрялись западные в составе газовая турбина плюс паровая с КПД до 55%.
Выходя на рынок мощных газовых турбин, Россия станет еще одним игроком в этом сегменте рынка энергетического оборудования. Но конкурентная борьба будет вестись за пределами Европы, где на первое место уже выходят технологии, основанные на возобновляемой энергетике и распределенной генерации на малых турбинах. Так что основными рынками сбыта новой продукции станет сама Россия и развивающиеся страны.
"Газовые турбины большой мощности, как ни печально, это уходящая технология. Да, еще несколько десятилетий спрос на них будет в целом, особенно там, где есть газ в том или ином виде (и это связано с развитием рынков СПГ в первую очередь), но магистрально путь в энергетике другой", — резюмирует Алексей Преснов.