Заправиться не даром. От чего зависит цена на топливо

Автор фото: Ермохин Сергей

Несмотря на бездонные, как может показаться, нефтяные запасы нашей страны, цена на топливо зависит совершенно от другого — от планов компаний по нормам прибыли.

Температура в погодных приложениях плавно уходит вниз, дворники припаркованных на улице авто уверенно смотрят вверх, а нефтяные компании уже объявили о продажах зимнего дизельного топлива на АЗС.
К слову, знаешь ли ты, петербуржец, сколько можно залить этого самого топлива на среднюю зарплату? Как выяснили аналитики РИА "Новости" — 1145 л. Эти данные приведены в исследовании российских регионов по доступности дизельного топлива. Петербург в этой таблице стоит на 9–м месте. Впереди — Ямало–Ненецкий АО, где жители могут залить 1739 л в месяц. На второй строке разместилась Москва (1682 л), на третьей — Чукотский АО (1540 л). Обитатели последнего, впрочем, легко могут обходиться и без топлива вовсе: их исторический транспорт топил за инвайронментализм еще до всяких Грет Тунберг.
Весь рейтинг строился вокруг усредненной цены за литр дизеля — разумеется, с приложением к средней в регионе заработной плате. Выяснилось, что самый дешевый дизель (38,59 рубля за литр) разливают в Ингушетии, где жители могут заправить 598 л в месяц (59–е место в рейтинге). Самый дорогой (59,7 рубля за литр) — в Республике Саха, там доступно 1022 л (11–е место). В Петербурге же в среднем ценник на ДТ установился на уровне 46,85 рубля за литр. Интересно, что в таблице отображена и динамика изменения цены. Так вот на петербургских заправках дизель с начала года откатился на 1,7%. А в том же ЯНАО — лидере рейтинга — цена выросла на 6,8%. Рекордное падение на 9,6% случилось в Республике Тыва. Однако по доступности регион занимает 43–ю строчку с объемом 652 л, которые в среднем может приобрести тувинец.
"Поскольку эта отрасль не монополизирована, она основывается на рыночных факторах ценообразования. Первый — расположение НПЗ в регионе. Чем ближе производство, тем себестоимость топлива ниже. Второй момент — компания закладывает разные нормы прибыли. Если рынок платежеспособный, то норма прибыли повышается. Например, на Сахалине общий уровень жизни выше, и стоимость топлива будет выше, чем в других регионах. Кроме того, есть зависимость от числа населения. Чем меньше жителей, тем выше цена. Это происходит потому, что оборот компании незначительный, но прибыль нужна — и потому растет цена топлива. Одним словом, либо вы продаете престижный товар, либо работаете на большой оборот. И последний момент — некоторые регионы получают поддержку государства. Это касается сельскохозяйственных субъектов. Там цена за топливо может быть меньше, поскольку нефтяным компаниям разница компенсируется из бюджета государства", — уверен доцент кафедры экономики и управления СЗИУ РАНХиГС Валерий Белов.
Петербург — благодатная почва для топливного бизнеса. Видимо, поэтому этот рынок так благоприятен для нефтяных компаний — наших и не наших. "Татнефть" уже подписала все необходимые бумаги о приобретении 75 АЗС Neste. По соглашению сторон бренд будет существовать еще 5 лет.
Подвинуться этим и остальным конкурентам предлагает партнер Белорусской нефтяной компании — BelOil. О планах зайти в Петербург в компании заявляли еще год назад. Экспансию начнут с пригородов — в южном и юго–западном направлениях. Первая и пока единственная заправка под этим брендом находится на Ропшинском шоссе. Как рассказал "ДП" президент Нефтяного клуба Санкт–Петербурга Олег Ашихмин, удачное расположение, цена и бренд — главные факторы рентабельности АЗС. "На последнее место я бы поставил качество топлива, поскольку его тяжело проверить водителю. Он субъективно это оценивает. Что касается рынка, то рентабельных свободных пятен нет. Полагаю, что компания, которая открыла заправку под белорусским брендом, имела возможность в свое время приобрести участок в удачном месте — на съезде с кольцевой автодороги. Они запустились в конце 2018–го, когда отрасль (нефтепродуктообеспечение) выходила из кризиса. Сейчас благодаря ручному управлению компании вышли на рентабельность. Но, например, Nеste ушла, потому что не видит перспективы рыночных отношений. BelOil заслуживает уважения, потому что идет на непростой и не такой рентабельный, как раньше, рынок".

ОПЕК двойка

ОПЕК огорчила нефтяников публикацией отчета по мировому рынку энергоносителей на 2040 год. В мировом энергобалансе наибольшая часть (28,2%) останется за нефтью, но за 20 лет ее потеснит газ (с 22,9 до 25,2%), а уголь постепенно сдаст позиции (26,6 до 21,5%).
Быстро будет расти доля возобновляемых источников энергии (кроме гидроэнергии): к 2040 году она достигнет 6,5% энергобаланса (против 1,9% в 2018–м). Спрос на нефть вырастет на 24% (до 357 млн барр. / сут.). Наибольший рост придется на страны, не входящие в ОЭСР, — половину от этого объема возьмут на себя Китай и Индия.
Звучит в целом позитивно. Однако рыночные цены все равно рухнули — после слухов, что на встрече ОПЕК в декабре возможность дополнительного сокращения добычи нефти обсуждаться не будет. Напомним, что до истечения марта 2020 года сокращение добычи согласовано в объеме 1,2 млн баррелей в сутки от уровня октября 2018 года. Россия в рамках своих обязательств должна сокращать добычу на 228 тыс. баррелей в сутки от уровня октября 2018 года (11,421 млн барр. / сут.) — примерно до 11,19 млн баррелей.
"Саудовская Аравия, как лидер стран ОПЕК, усиливает позиции на быстрорастущем рынке Азии, где действительно ожидается стабильный рост спроса на энергоносители на ближайшие десятилетия. Но тем не менее рост спроса будет компенсирован отсутствием предложения со стороны Ирана и Венесуэлы и не должен существенно снизить мировые цены на нефть.
Многое также будет зависеть от внешней геополитической ситуации, связанной с урегулированием вопроса торговой войны между США и Китаем, а также с замедлением сланцевого бума в США ввиду истощения нефтяных скважин. Я склоняюсь к тому, что страны ОПЕК на предстоящем заседании затронут вопрос о пересмотре квот по сокращению добычи нефти, поскольку это является базовым сценарием глобальной стабилизации нефтяных котировок и, пожалуй, единственным возможным способом отражать негативный геополитический эффект", — считает эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов.