Срыв сроков и демпинг. Почему закупка деталей для транспортной отрасли Петербурга стала проблемой

Автор фото: Петр Ковалев

Представители транспортной отрасли и машиностроения Петербурга пожаловались на недобросовестных поставщиков на рынке запчастей, в частности, для подвижного состава. Игроки отрасли говорят, что часто фирмы-однодневки срывают сроки и занижают стоимость товаров и услуг. Этот вопрос обсудили участники круглого стола в Торгово-промышленной палате Петербурга.

Рынок комплектующих запчастей для транспортной отрасли Петербурга заполнили некомпетентные и недобросовестные поставщики, заявил заместитель начальника ГУП "Петербургский метрополитен" Игорь Шлендов. По его словам, таких игроков рынка практически не запугать разрывом контракта.

Игра на понижение

Ненадежные компании участвуют в закупках со значительным снижением цены, они также срывают сроки поставок и производят некачественную продукцию.
"ФЗ-223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не позволяет внести в список недобросовестных поставщиков, те компании, которые срывают сроки, пока в последней судебной инстанции не будет решен вопрос. Приходится конкурировать с жуликами, которые всех подвели, демпингуют, а нам от этого одни проблемы", — пояснил исполнительный директор ассоциации инновационно-промышленного кластера машиностроения "Метрополитены и железнодорожная техника" Николай Хаустов.
Он добавил, что представители кластера регулярно участвуют в аукционах на понижение, но такой способ закупки не помогает развивать промышленность, а лишь дает шанс заработать недобросовестным игрокам.
"Происходит противоречие между желанием получить качественную продукцию и добиться минимальной цены", — сказал Хаустов.
Начальник "Петербургского метрополитена" Владимир Гарюгин поддержал представителя промышленности и отметил, что, несмотря на широкой выбор продукции, "вопросы аукциона не везде подходят". Он пояснил, что часто при таких закупках возникают проблемы с качеством поставок.
"Если покупать сосиски по 30 рублей, то нельзя ими не отравиться — это все результат подобных аукционов. Да, деньги нужно экономить, но экономить можно на конкурсах среди порядочных предприятий, а не предприятий-однодневок", — уточнил Гарюгин.

Работать каждый день

Замначальника петербургской подземки Игорь Шлендов рассказал, что ежегодно метрополитеном пользуются более 740 млн человек, общая длина путей составляет 124,8 км, а транспортный парк состоит из 1,9 тыс. вагонов. По его словам, "это все должно работать каждый день". При этом до 20% закупок касается запчастей для работы подвижного состава.
Гарюгин уточнил, что "метрополитен всегда на виду" и проблемы могут касаться не только закупок оборудования и запчастей, но и услуг.
"Если придут, извините за выражение, шаромыжники, когда станции метро зарастут снегом и льдом или мусором, то имидж предприятия это не повысит", — рассказал Гарюгин.
Глава метрополитена также рассказал, что предприятие часто сталкивается с компаниями, которые обращаются с жалобами в УФАС по Петербургу. Например, ранее антимонопольщики отменили две крупные закупки метрополитена на 883 млн рублей после жалобы "Моспик". В компании заявляли, что в технической документации отсутствует описание отдельных товаров.
"Какая-то конкретика должна быть, но если мы будем расписывать до последнего винтика и до последней гайки, то просто произойдет неосвоение средств и недоремонт подвижного состава. Конкурсы направлены на то, чтобы эффективно и качественно покупать товары, а не для того, чтобы затягивать процедуры ремонтных работ", — отметил Гарюгин.
Он пояснил, что эти проблемы актуальны для всех российских городов, в которых есть метрополитен.

Все подзатухло

В ходе круглого стола также обсуждался вопрос импортозамещения деталей для транспортной отрасли Петербурга. Депутат ГД Владимир Катенев рассказал, что санкции "отрезвили" отрасль машиностроения.
"Мы поняли, что нужно делать все самим — учиться, восстанавливать, передавать образцы. Мы все сами можем сделать, но главное — не в ущерб качеству и конкуренции", — отметил Катенев.
А представитель ассоциации инновационно-промышленного кластера машиностроения "Метрополитены и железнодорожная техника", наоборот, считает, что в сфере импортозамещения "все подзатухло". Он добавил, что это "категорически неверная ситуация" и она остановит развитие промышленности в Петербурге.
"Слово "импортозамещение" до 2014 года никто не знал, его не было в лексиконе. Замещать импорт можно только тогда, когда ты добиваешься высочайшего уровня качества — научишься работать на уровне мировых стандартов или лучше", — пояснил эксперт.