Трудно, но можно. Работать надо 180 минут в день

Автор фото: vostock_photo
Минэкономразвития решило как–то сдвинуть нацпроект "Производительность труда". А то он плохо двигается, хотя и не самые впечатляющие цели в нем заявлены: к концу 2024 года повысить производительность на 1,8% (если сравнивать с началом 2018–го). Понятно, что за 52 млрд рублей, которые на этот нацпроект нужно потратить, больше не поднимешь. Поэтому на него надежды нет. Самим придется думать, как свою эффективность повышать.
Что бесспорно: много работать не только вредно, но и бессмысленно. Трудоголики не хотят быть эффективными. Им нравится быть героями. С трудоголиками надо бороться.
Сколько работать правильно? Самый радикальный ответ — 2 часа в неделю. Но это возможно, если над тобой нет других начальников и ты правильно повесил туалетную бумагу (об этом позже). А остальным придется работать до 17. Но позже — нет. Потому что дел много: просмотр Поперечного, обучение бачате, одиночные пикеты, и вообще спать надо больше. Чтобы всему этому не мешали, надо не отвечать на звонки и письма. Самое героическое — оставить телефон на работе. Некоторые пытаются совместить отдых с работой — это большая глупость. Отдых с чувством тревоги — неправильный отдых.
Как работать правильно? Список дел составлять бессмысленно. Потому что реально важные дела все равно не забыть. А много задач в день не осилить. Некоторые считают, что надо ориентироваться на две: если две задачи себе поставил и их решил — гений. Каждая задача должна решаться за 90 минут. Если не решается, значит, это не одна задача, а больше — надо задачу разбить на части.
То есть цель сводится к тому, чтобы заставить себя сосредоточенно поработать 2 раза по 90 минут. Это сложно. Это понимали даосы, рассказывая про двух монахов, которые беседовали о своих учителях. Один говорит: "Мой мастер так силен, что может перейти реку без моста". Второй отвечает: "Это ерунда. Мой мастер так силен, что когда готовит рис, то готовит рис".
Значит, надо взять себя в руки — и работать, работать, работать. Не думать о прошлом (как интересно было работать раньше и какой глупостью приходится заниматься теперь) — только о настоящем. Выйти из Facebook и Telegram, перестать ха–ха с коллегами. На 90 минут или пока не будет решена задача.
То есть главное — однозадачность. Меня–то растили на Цезаре, который мог делать три дела одновременно, и Бонапарте (мог семь). Но тут выяснилось, что многозадачность делала их глупее. В Лондонском университете эксперимент поставили: замеряли коэффициент умственного развития у четверых мужчин и четырех женщин с отвлекающими факторами (телефонные звонки, электронная почта) и без факторов. В итоге оказалось, что, когда мужчин отвлекали, их интеллект падал на 10%. У женщин тоже падал, но меньше. Только об этом нельзя рассказывать, потому что феминизм.
Старорежимные начальники считают, что надо постоянно находиться на связи с клиентами и сотрудниками. Это ерунда. Самый радикальный вариант предполагает вообще не реагировать на клиентов. Звонят возмущенные потребители — слушайте их, но не запоминайте. Запросы, которые действительно важны, будут повторяться. Вы просто не сможете забыть про них.
Более мягкий вариант — принять к сведению методичку про то, через какое время прилично реагировать на письма / звонки: телефонный звонок — в течение 24 часов; sms–сообщение — в течение 2 часов; электронное письмо — в тот же рабочий день; сообщение в мессенджерах — в течение 4 часов. Тут можно спорить: не стоит ли мессенджеры сделать важнее sms? Но главное другое: каждое письмо в электронной почте надо читать только один раз и сразу на него отвечать — или уже не возвращаться. Возвращение к неотвеченным письмам — крах рабочего дня и нацпроекта "ПТ".
Наконец, вершина эффективности — работа 2 часа в неделю. Тут легких решений мало. Нужно, чтобы вся система вокруг работала идеально.
Простейший пример — проблема туалетной бумаги. Вопрос: как должен располагаться рулон туалетной бумаги на держателе? Вариант 1: свободный конец бумаги спадает с верхней части рулона. Вариант 2: он висит ближе к стене. Понятно, что бумага, спадающая с верхней части рулона, гораздо удобнее. То есть это оптимальный способ. Но статистика показывает, что соотношение вариантов № 1 и № 2 одинаково, то есть большинство людей не думает об идеале.
Вывод: если в Минэкономразвития повесят туалетную бумагу правильно, это уже сдвинет нацпроект с мертвой точки.
Еще будет полезно отменить совещания. Однако на это уже места не хватает — в следующий раз.
Сергей Балуев, главный редактор журнала "Город 812", специально для "ДП"