"Услуги, а не смартфоны": Apple отчиталась о рекордной выручке на фоне падения продаж iPhone

Автор фото: EPA/Vostock-Photo

Apple заявила о рекордной квартальной выручке при падении продаж iPhone. Корпорация пытается сохранить свой ключевой бизнес кредитами на смартфоны и продажами в Китае, а также делает ставку на стремительно растущий сегмент платных подписок и носимых гаджетов. Ключевым для дальнейшего развития "яблочной корпорации" станет "новогодний" квартал, который должен доказать рентабельность экосистемы Apple.

Выручка Apple возросла на 2% годовом выражении, достигнув самого высокого показателя за IV финансовый квартал (завершился 28 сентября) в истории компании — $64 млрд, говорится в пресс-релизе корпорации. При этом чистая прибыль за тот же период сократилась на 4%, до $13,7 млрд. Операционная прибыль снизилась — с $16,11 млрд до $15,62 млрд. Начисления дивидендов акционерам за квартал превысили $21 млрд.
"Мы завершили 2019 финансовый год с самым высоким показателем выручки в IV квартале, истекшем 28 сентября. Это обусловлено ускорением роста сегментов наших услуг, носимой электроники и iPad", — заявил глава компании Тим Кук.
Выручка от предоставления услуг Apple в этом периоде составила рекордные $12,5 млрд, что составляет почти пятую часть (19,5%) всей выручки. При этом норма прибыли в сегменте услуг составила 64,1%. iPhone по-прежнему приносят Apple более половины дохода, однако продажи смартфонов продолжают снижаться, хоть и не так заметно, как в прошлых кварталах, — на 9%, до $33,362 млрд. Для сравнения: выручка от услуг и гаджетов составила 30,67 млрд.
По итогам III квартала 2019 финансового года, который завершился 29 июня, продажи Apple сократились на 1%, до $53,8 млрд. Чистая прибыль равнялась $10 млрд против $11,5 млрд годом ранее. В августе корпорация из Купертино вернулась в тройку мировых компаний по капитализации. В завершении IV квартала, в сентябре, Apple представила три новых iPhone — iPhone 11, а также iPhone 11 Pro и его увеличенную версию iPhone 11 Pro Max. Однако 2 недели продаж новых iPhone не оказали существенного влияния на отчетность.
После презентации капитализация американской компании превысила $1 трлн. На момент публикации отчета рыночная стоимость компании составляла свыше $1,1 трлн, акции выросли на 2%. Ключевым для дальнейшего развития корпорации станет "новогодний квартал", на который приходится запуск конкурента Netflix, стримингового сервиса Apple+, а также распродажи смартфонов и гаджетов. В компании прогнозируют, что выручка в I квартале 2020 года может составить рекордные $85,5-89,5 млрд.

iPhone в кредит и Китай

Apple за пределами США зарабатывает уже более 60% выручки. Как следует из отчета, объем продаж в Северной и Южной Америке достиг $29,3 млрд, в Европе — $14,946 млрд, в Китае — $11,134 млрд, в Японии — $4,982 млрд, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — $3,656 млрд.
Рекордной выручка оказалась в обеих Америках, Азиатско-Тихоокеанском регионе и континентальной части Китая. Годовая выручка, поскольку отчетный период Apple завершился в конце сентября, обновила рекорды в США, Канаде, Бразилии, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Польше, Южной Корее, Малайзии, Филиппинах и Вьетнаме. Во всех регионах присутствия Apple пользовательская база iPhone обновила исторические максимумы численности, отметил на конференции Тим Кук.
Продажи iPhone, которые по-прежнему остаются крупнейшим источником прибыли Apple, продолжали снижаться по сравнению с прошлым годом, принося $33,36 млрд дохода по сравнению с $36,76 млрд в прошлом году, сократившись на 9,2%. Таким образом, Apple в этом "рекордном" квартале удалось замедлить падение продаж своих смартфонов. Во II квартале снижение выручки от продаж iPhone достигало 12%, а в первом полугодии — 16%.
Однако для развития "нетелефонного" бизнеса корпорации, в частности подписок на услуги, спрос на iPhone должен расти, а пользователи — продолжать обновлять парк смартфонов. И это притом, что, по данным банка UBS, за последние 3 года средний возраст смартфона увеличился более чем на 3 месяца до 19,5 месяцев. Во время конференции с аналитиками Тим Кук и финансовый директор Лука Маэстри описали потенциальное решение этой проблемы: Apple запустит программу рассрочки на iPhone на 24 месяца с помощью своей банковской карты Apple Card, пишет Bloomberg.
Продажи iPhone 11, по словам Кука, начались "очень и очень неплохо". Кук отметил в комментарии Reuters, что руководство Apple в позитивном прогнозе на I квартал 2020 года исходит в том числе из сильных ранних показателей продаж новой линейки iPhone. Глава Apple пояснил, что цены на iPhone 11 оказались успешными, особенно в Китае. Стоимость iPhone 11 начинается с $699, по сравнению с iPhone XR, который стартовал с $749.
"Стартовая цена $699 является фактором привлечения большего числа людей на рынок и дает людям еще одну причину для обновления. В частности, в Китае мы выбрали местные ценовые показатели, которые были более похожи на те, с которыми мы имели большой успех ранее", — пояснил Кук. Он добавил, что надеется, что Соединенные Штаты и Китай разрешат свой торговый спор в течение I квартала 2020 года.

Шоу и зеленоградские маячки

Доходы от услуг и аксессуаров выросли до рекордного уровня, когда пользователи купили приложения для своих iPhone, а лучше купили новое поколение, подключили носимые устройства, такие как AirPods и Apple Watches, и подписались на сервисы (стриминг Music, игровой сервис Arcade, агрегатор News+, облако iCloud, Apple TV и другие). И если в сегменте смартфонов падение продаж удается только замедлить, то в остальной части бизнеса Apple наблюдается устойчивый рост, который сулит превращение корпорации из Купертино в поставщика услуг. "Apple доказывает, что жизнь за пределами iPhone существует", — пишет The Wall Street Journal.
Apple стала разделять в своих отчетах выручку от реализации продуктов и услуг. Внутри категории гаджетов без учета iPhone выручка выросла на 17%. Услуги принесли Apple на 18% больше, чем годом ранее — $12,5 млрд, и это рекордная для данной категории выручка. Причем подобная динамика наблюдалась во всех макрорегионах. Услуги отвечали за 20% совокупной выручки компании и 33% нормы прибыли. На уровне всей компании она достигла 38%, в "продуктовом" сегменте не превысила 31,6%, а в сегменте услуг составила 64,1%. Это говорит о том, что относительно новое направление не только растет опережающими темпами (450 млн платных подписок против 330 млн год назад), но и становится для компании самым выгодным.
Привести как можно больше новых платных подписок призван и стриминговый видеосервис Apple TV+ с оригинальным контентом, который запустят 1 ноября более чем в 100 странах по цене $5 в месяц. Это в 2,5–3 раза меньше, чем стоит подписка на стриминговые услуги HBO Now и Netflix. В России — 199 рублей, но только с субтитрами. Сервис будет доступен в приложении Apple TV на iPhone, iPad, AppleTV, iPodtouch и Mac. Для покупателей новых гаджетов он будет бесплатным в течение года. "Это подарок для наших пользователей, и с точки зрения бизнеса мы действительно гордимся контентом, нам бы хотелось, чтобы как можно больше людей его просматривали. Это позволяет нам сосредоточиться на максимизации числа подписчиков", — пояснил Кук. Он отметил, что не исключает бесплатной подписки для "новичков" и для Arcade и Apple News+.
Apple на фоне активных инвестиций в новый сегмент услуг продолжает сохранять спрос и на традиционные для себя направления. Продажи носимых устройств (в частности, AirPods и Apple Watches) выросли до $6,52 млрд. Выручка от реализации iPad, прежде всего iPad Pro, выросла на 17%, до $4,66 млрд. Во всех пяти географических макрорегионах выручка от продаж iPad выросла, а в Японии оказалась рекордной. При этом в этой стране зафиксирован и ажиотажный спрос на компьютеры Mac — Япония обновляет парк ПК перед Олимпиадой. Высокие показатели были достигнуты в США и Индии. По итогам фискального года выручка в сегменте Mac достигла максимального за всю историю Apple значения.
Не оставляет Apple попыток занять и новые для себя ниши — запустить производство NFC-маячков или меток, которые можно будет прикрепить к любому предмету и отследить его через приложение. Издание 9to5mac обнаружило упоминание AirTag в коде октябрьского обновления iOS 13.2. Там содержатся данные о сопряжении нового устройства со смартфоном. Как пишет РБК, Apple выкупила товарный знак AirTag у российской компании ISBC, зарегистрированной в Зеленограде. ISBC производит RFID-брелки с таким названием, брелоки для платежных систем Visa и Mastercard, а также транспорты карты "Тройка". По прогнозу IDTechEx, глобальный рынок RFID вырастет с $11 млрд в 2018 году до $13,4 млрд в 2022 году и Apple со своей экосистемой может получить его значительную часть.