Дольщики начинают и выигрывают. Дольщики ЖК "IQ Гатчина" пытаются через суд получить неустойки за срыв сроков

Автор фото: iq-gatchina.ru
В подобной ситуации оказался юрист Евгений Гонченко, который приобрел квартиру в ЖК "IQ Гатчина". Он, как и другие дольщики, обратился в 2017 году в суд с иском о взыскании неустойки с ООО "ЛСТ Гатчина", с которым был заключен договор долевого участия. Суд присудил неустойку, однако получить ее не удалось: счета компании оказались пусты. При этом стройка последующих очередей не останавливалась."Я подал иск в Кировский районный суд СПб к АО "Ленстройтрест" в качестве ответчика о взыскании неустойки в солидарном порядке. Ранее суды всегда отказывали в исках с требованиями к основным компаниям застройщиков. При рассмотрении дела я применил несколько тактических ходов, и суд принял положительное решение и тем самым создал прецедент и угрозу схеме, применяемой застройщиками, чтобы не выплачивать присуждаемые неустойки. Сумма взыскания по моему делу не очень большая, чуть более 150 тыс. рублей, но важен сам факт того, что "Ленстройтрест" сможет отвечать по долгам своих "дочек". Это первое подобное решение в стране, и я надеюсь, что оно позволит переломить многолетнюю практику отказов", — сообщил "ДП" Евгений Гонченко.
Анастасия Коробейникова, партнер адвокатского бюро "Ковальчук и партнеры", полагает, что примененный способ защиты повсеместно испытывают кредиторы дочерних обществ, однако добиться на практике привлечения к солидарной ответственности участника, пусть и единственного, непросто: "В сложившейся ситуации истец обратил внимание суда на ряд значимых обстоятельств, самое важное из которых — факт получения денег по договору не агентом, а принципом и отсутствие экономической целесообразности привлечения агента".
"Решение, возможно, правильное по существу, но точно не соответствует законодательству. С 2018 года единственным участником ООО "ЛСТ Гатчина" является не АО "Ленстройтрест", а Власова Мария Александровна, так что общество не является дочерним. Суд правомерно делает вывод, что действие "Ленстройтреста" в качестве агента не порождает у него возникновения обязанностей перед дольщиком. При этом в соответствии с п. 4 ст. 23.2 закона 214–ФЗ предусмотрено, что лицо, в том числе бенефициарный владелец, имеющее фактическую возможность определять действия застройщика, несет субсидиарную ответственность с застройщиком за убытки, причиненные по их вине участникам долевого строительства. В рамках данной нормы установлена субсидиарная, а не "солидарная", как указал суд, ответственность", — комментирует Дмитрий Некрестьянов, партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям "Качкин и партнеры".
По мнению руководителя практики земельного права, недвижимости и строительства петербургского офиса юридической компании "Пепеляев групп" Елены Крестьянцевой, это решение окажет влияние на споры других дольщиков с АО "Ленстройтрест", и если оно устоит в горсуде, то последуют такие же по аналогичным делам. Однако не факт, что практика распространится на других застройщиков.
"После победы ко мне стали обращаться за помощью другие дольщики. Я им помогаю — на данный момент подано два иска", — рассказал Евгений Гонченко. В мае он разместил в соцсетях объявление о покупке права требования неустойки у ООО "ЛСТ Гатчина", независимо от того, есть ли решение суда или нет. В октябре аналогичные объявления появились на страничке другого ЖК данного застройщика.