Агрегатное состояние мечты. "Газпром" планирует запустить в Петербурге и Ленобласти 37 газовых заправок за пять лет

Автор фото: Коньков Сергей

"Газпром" вновь поставил перед собой амбициозную задачу — возвести в Петербурге и Ленобласти за 5 лет 37 газовых заправок

На прошедшем недавно Петербургском международном газовом форуме было выставлено много техники на метане. Автобусы, малотоннажные грузовики, большегрузы и легковые автомобили — всего больше трех десятков машин. Вереница экологически чистого транспорта должна была продемонстрировать: добраться на газовом топливе до Петербурга можно хоть от Стамбула.
В остальном, несмотря на "голубой десант", парковка рядом с "Экспофорумом" тонула в выхлопах люксовых автомобилей. Традиционным образом передвигается и генеральный директор ООО "Газпром газомоторное топливо" Олег Мелёхин (сменил на этой должности в 2019 году Михаила Лихачёва). Он пояснил "ДП", что "Газпром" пока не перевел машины представительского класса на газ.
Причины понятны. В Петербурге (куда должна перебазироваться штаб–квартира "Газпрома"), как и в Ленобласти, по–прежнему мало заправок газомоторного топлива. В Северной столице шесть точек с компримированным природным газом, в Ленобласти — четыре. Часть из них расположена на территории государственных автопарков, куда доступ рядовым автолюбителям закрыт.
Теперь же, уверен Олег Мелёхин, развитие газовой инфраструктуры в регионе должно ускориться. На форуме "Газпром" и региональные власти подписали дорожные карты: к 2024 году в Петербурге должны заработать (с учетом действующих) 25 объектов газозаправочной сети, в Ленобласти — 22. Вложения, включая создание сервисных центров по переводу транспорта на природный газ и его обслуживанию, превысят 5 млрд рублей.

Главное — найти участок

У некоторых посетителей "Экспофорума" возникло ощущение дежавю: подобное "Газпром" уже обещал в 2013 году. Тогда планировали строительство 10 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в городе на Неве до конца 2015 года. Когда наступил час икс, открытыми оказались лишь три газовые заправки. Планы пришлось подкорректировать, но аппетиты лишь выросли: к 2017 году в Петербурге планировали запустить 25 АГНКС.
Не менее амбициозные обещания звучали и из Смольного: чиновники намеревались перевести половину общественного и коммунального транспорта на газ. Но и к середине 2019 года доля такой техники не превышала 10%.
"Проблема в земле, — говорит Олег Мелёхин. — Участок под строительство АГНКС, как правило, не муниципальный, а находится в частной собственности. Самые лакомые кусочки разобраны. Но, даже если участок найден, зачастую требуется дорогостоящий перенос посторонних коммуникаций. На одном из объектов в Петербурге подключение газа нам обошлось в 190 млн рублей. Источник для газоснабжения, как это ни смешно звучит, в городе найти сложно, поэтому подключение оказывается очень дорогим. Тут может помочь только совместная работа с администрацией Петербурга".
По словам главы "Газпром газомоторное топливо", компания рассматривает вариант перевода на сжиженный природный газ (СПГ) и речного транспорта в Петербурге. Вкладываться в постройку судов не собираются, но возлагают надежды на частный бизнес.
"Наша мечта — перевести на СПГ все речные трамвайчики и "ракеты" до Петергофа. Технических решений пока не существует. Это очень сложная задача: нужны инвестиции компаний, которые занимаются этим бизнесом, нужны новые суда. Мы говорили с представителями NGV Italy. Ее президент Мария Роза Барони тоже давно мечтает перевести Венецию на газ. И у них, и у нас одна сложность: устанавливать заправки на территории городов запрещено. Но тут самое главное — создать прослойку потребителей", — рассказал Олег Мелёхин.

Часы стали показывать верное время

Заместитель генерального директора по работе с органами власти ООО "Газпром газомоторное топливо" Денис Воробьёв сравнил свежие дорожные карты с часами, которые наконец удалось синхронизировать. По его словам, чиновники не всегда предлагали удачные земельные участки в части технических параметров. В свою очередь отсутствие заправок вносило неразбериху в планы по закупке городом новой техники.
"Для газомоторной станции нужны не только подходящая по размеру земля и подведение газовой магистрали достаточного давления, требуется необходимый объем электричества для компрессоров, присоединение к дорожной сети, нужно соблюдать требования промышленной безопасности. Эти критерии очень сложно выполнять в условиях плотной застройки, особенно в Москве и Петербурге. Хотя в последнее время мы научились строить более компактные станции", — говорит Денис Воробьёв.
К числу таких станций относятся и передвижные автомобильные газозаправщики (ПАГЗ). Они также относятся к объектам производственной опасности, но их установка быстрее согласовывается с властями. Два таких ПАГЗ уже дежурят в Петербурге, еще около десятка арендуют предприятия.
К помощи ПАГЗ может прибегнуть и российское представительство Hyundai Motor, которое включило в модельную линейку Solaris CNG. Эта версия машины будет заправляться как бензином, так и метаном. Первые образцы сойдут с конвейера в Левашово в III квартале 2020 года, рассказал главный инженер "Хендэ мотор мануфактуринг Рус" Дмитрий Дудников.
По его словам, планируется производство до 2 тыс. автомобилей в год. Пока на территории производства нет газовой заправки, и руководство опасается застрять в череде согласований. Автопроизводитель рассматривает вариант аренды ПАГЗ у "Газпрома". Но в целом аналитики корейского автоконцерна оптимистичны в отношении перспектив развития газомоторной отрасли в Петербурге.
"Конечно, вкладываться рискованно, но наши специалисты все подсчитали и, видимо, сделали благоприятные выводы. В любом случае на разработку проекта (не производства автомобилей, а только на проект) нужно немного — всего 5–10 млн рублей. Ничего концептуально нового изобретать не надо. Достаточно понять, как лучше уместить оборудование в кузове. А вот нюансов в части сертификации и организации производства, обучении кадров довольно много", — говорит Дмитрий Дудников.
О росте спроса на новое топливо среди юридических лиц говорит гендиректор ООО "Эра–Глонасс" Антон Гаевский. Его компания занимается установкой в том числе газобаллонного оборудования на метане. Каждый год она увеличивает клиентскую базу на 20%. В основном в очередь записываются автобусные компании, таксомоторные парки и мусорные перевозчики.
"Но, чтобы все было по закону, нужно пройти длинную цепочку согласований — с лизинговой компанией, затем со страховой, а на заключительном этапе — с ГИБДД. Если у дорожного инспектора появятся замечания, нужно возвращаться на предыдущие ступени. Все это время, конечно, придется выплачивать зарплаты бухгалтерам, юристам и другим сотрудникам, а страховка будет обходиться значительно дороже, чем на обычный бензиновый автомобиль", — говорит эксперт.

Что первично?

Вообще ситуация в отрасли напоминает дилемму курицы и яйца. Эксперты говорят, что до сих пор "Газпром" был не удовлетворен количеством транспорта на газе, а значит, несущественным спросом. Потребители же, особенно частные перевозчики, продолжают жаловаться на нехватку заправок. Официально требований к закупке газомоторной техники в Петербурге нет, но негласно наличие газовых автобусов является преимуществом при раздаче маршрутов во время конкурсов.
"Изначально никто не был против метана. Конечно, с точки зрения стоимости такие автобусы выходят дороже, но, когда дело доходит до эксплуатации, это выгодно. Все упирается в одно — в отсутствие сети заправок, — говорит один из перевозчиков. — Когда проект запускался, мы слышали много обещаний. Но сейчас в нашей компании, например, энтузиазм приутих, как и деятельность в этом направлении".
Не последнее место занимает и вопрос безопасности. Пока транспорт на метане вызывает определенное беспокойство: периодически происходят самопроизвольные взрывы, некоторые попадают на камеры очевидцев, а затем в интернет. Как говорит руководитель технического отдела "Эры–Глонасс" Александр Ленок, газовый транспорт остается уязвимым в плане безопасности.
"Мы занимаемся разработкой датчиков, которые предупреждали бы о возможности взрыва, — говорит эксперт. — Метан довольно коварен. Баллон для этого вида газа сделан из металлокомпозитных материалов, выдерживающих до 780 атмосфер. Стенка баллона со временем истончается, а при рабочем давлении больше 270 атмосфер он рискует "схлопнуться". Это может произойти из–за перекачки на заправке. На его состояние влияют и погодные условия. Ну а если баллон "схлопнулся", машина разлетается на куски в радиусе 100 м".
Толчком к развитию общественного транспорта на метане, думаю, было бы включение требований к перевозчикам при выполнении муниципальных заказов. Например, как одно из условий участия в конкурсе. Естественно, для любого региона необходима определенная стратегия развития газовой инфраструктуры. Главное, чтобы эти планы были публичными, а не тайной за семью печатями. Сейчас Минтранс разрабатывает методику, по которой будут распределяться средства на обновление пассажирского транспорта в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автодороги". Подход к регионам будет индивидуальным, ведь кому–то требуются трамваи, кому–то — электробусы, а кому–то — автобусы на метане. Исходить будем и из уровня развитости инфраструктуры. На мой взгляд, Петербургу стоит задуматься об использовании речных судов на газе, особенно для туристических целей. В Казани в следующем году спустят на воду первое судно на СПГ, его разрабатывают на Зеленодольском заводе. Это могло бы сильно разгрузить улично–дорожную сеть.
Сергей Егоршев
и.о. директора департамента программ развития Минтранса РФ
В публичной среде лучше избегать слов "газомоторное топливо". Исторически потребитель под этой фразой понимает пропан–бутановую смесь, и происходит подмена понятий. Думаю, правильнее использовать слово "метан", как это делают в Италии. "Звучание" продукта весьма важно для его популяризации. Метан — это будущее. Это полшага до метановодородной смеси и шаг до водородной энергетики. Пока же в общественном сознании транспортом будущего незаслуженно считаются электрокары. Для динамичного развития нового рынка вопрос популяризации ключевой. Крупнейшим компаниям необходимо координировать усилия при общении с потребителем, чтобы правильно расставлять акценты и развенчивать негативные мифы.
Василий Зинин
исполнительный директор национальной Газомоторной ассоциации