Теряют позиции. Рынок детских товаров в Петербурге попал в "демографическую яму"

Жители Петербурга стали реже покупать товары для детей в магазинах по сравнению с "кризисным" 2015 годом. Среди возможных причин снижения продаж эксперты называют уменьшение доходов населения, рост цен на продукцию и промодавление индустрии. При этом сумма среднего чека и выручка крупных ретейлеров и онлайн-магазинов постепенно увеличивается. Подробности — в материале dp.ru.

Рост продаж детских товаров и детского питания в 2015 году составлял 40%, но уже к 2019 году категория — лидер "кризисного" года показала отрицательную динамику 9%. По словам президента исследовательского холдинга "Ромир" Андрея Милёхина, за последние несколько лет уровень рождаемости постепенно уменьшался, именно это привело к снижению спроса на детские товары. Также одной из причин снижения он назвал "промодавление индустрии".

Стагнация рынка

Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал также подтверждает, что падение продаж детских товаров в Петербурге началось в 2015 году, с того момента ежегодно рынок теряет 10%. Стоимость импортных детских товаров в России взлетела на 15-49% за последние несколько лет, а в список самых непродающихся товаров попали детская одежда и игрушки, полагает эксперт.
"Внутриэкономические факторы, формирующие потребление детских товаров, остаются прежними на протяжении всех 4 лет снижения — замедление роста доходов населения и рост цен, причем последнее наблюдается во всех сферах потребления. Также уменьшение чека наблюдается и в школьную пору, когда приобретается 89% канцтоваров и товаров для школы", — отметил Сигал.
В пресс-службе "Детского мира" пояснили dp.ru, что из-за снижения рождаемости в России рынок детских товаров практически не растет. Например, продажи детского питания в стране выросли всего на 1%, а продажи товаров для ухода и кормления снизились на 4%.
"По нашим прогнозам, рынок не будет расти в ближайшие несколько лет", — рассказали представители сети.
Тем не менее на фоне слабого потребительского спроса и стагнации "Детский мир" показал ускоренные темпы роста бизнеса в III квартале 2019 года. Объем консолидированной неаудированной выручки увеличился на 19,3%, до 34 млрд рублей.
Также "Детский мир" в III квартале 2019 года открыл 22 новых магазина. Их общее число выросло до 780, а в IV квартале компания планирует открыть еще 45 магазинов сети. При этом эксперты отмечают, что в Петербурге количество детских магазинов снижается. По данным JLL, в III квартале 2019 года закрытие магазинов детского сегмента превышало открытие.
"В этом сегменте наблюдается высокая конкуренция, при этом предложение действительно качественных детских брендов на рынке небольшое. Однако, несмотря на сдержанное развитие сегмента, о массовом сокращении операторами площадей речи не идет", — отметила руководитель направления торговой недвижимости компании JLL в Санкт-Петербурге Юлия Чернышева.

Смещение в онлайн

На фоне закрытия магазинов в Петербурге спрос на детские товары в интернете остается на стабильном уровне. В пресс-службе "Яндекс.Маркета" рассказали dp.ru, что в первой половине года петербуржцы интересовались детскими товарами гораздо чаще, чем за аналогичный период прошлого года. Самыми популярными товарами в категории оказались игрушки и игры. Чаще всего пользователи искали товары не дороже 1362 рублей.
По данным Data Insight, лидером по количеству продаж детских товаров в сети, включая одежду и обувь, в 2019 году стала интернет-площадка Wildberries. Вторую строчку занимает онлайн-магазин "Детского мира". Также ожидается, что в топ-3 по итогам года войдет Ozon. Директор FMCG-категории на Ozon Ольга Москвичева рассказала dp.ru, что продажи товаров для мам и детей входят в топ-3 категорий.
"В 2019 году их продажи выросли на 139% год к году, а в Санкт-Петербурге — на 80%, несмотря на то что сравнительная база очень высока. Детское питание — одна из самых популярных товарных групп в сегменте детских товаров на интернет-площадке: в 2019 году продажи выросли на 295% год к году", — уточнила Москвичева.
Она добавила, что в компании наблюдают "явное смещение спроса из офлайна в онлайн". "Клиенту удобно купить все необходимое в интернете и не носить тяжести", — отметила представитель Ozon.
По данным аналитиков, в первой половине 2019 года доля "Детского мира" в онлайне составила 52%. В 2017 году этот показатель равнялся 25%. В отчетности компании сказано, что за 9 месяцев 2019 года объем выручки интернет-магазина вырос на 62,8%, до 3,3 млрд рублей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Wildberries, "Детский мир" и Ozon уже внедрили модель маркетплейса или планируют внедрить ее, сказано в исследовании Data Insight. Также по этой модели работают еще три игрока рынка из топ-10 — Lamoda, Tmall, Beru.
Например, в пресс-службе Ozon уточнили, что за год на маркетплейс интернет-площадки зашло более 1,1 тыс. продавцов детских товаров, а гендиректор "Детского мира" Владимир Чирахов отметил, что пилотную версию маркетплейса по продаже обуви и одежды запустят в 2020 году. По его словам, ассортимент интернет-магазина будет увеличен с 50 тыс. наименований до 250 тыс. — примерно столько же сейчас на Ozon.
Директор по продуктам на больших данных "Платформы ОФД" Дмитрий Батюшенков отмечает, что в сегменте детских товаров увеличивается доля оплаты безналичным способом.
"Больше всего растет доля покупок в интернет-магазинах. Родители привыкают к онлайн-шопингу, экономя свое время, выбирая уже готовые решения, пользуясь сезонными акциями", — сказал он.
По данным экспертов, большинство (68%) интернет-магазинов детских товаров зарегистрировано в московском регионе, 13% — в Петербурге и Ленобласти, а 19% — в остальных регионах РФ.