Укрощение строптивого. Тарифы на переводы внутри Сбербанка обнулят

 

Вчера правительство внесло в Госдуму поправки в закон "О банках и банковской деятельности" об унификации (читай — обнулении) тарифов за межрегиональные переводы между физлицами внутри одной кредитной организации. То есть если переводы между двумя петербуржцами в одном и том же банке являются бесплатными, они не должны облагаться комиссией и в случае отправки денег, например, из Рязани в Читу.
В поправках, разумеется, нет указания на конкретных игроков финансового рынка, но ни для кого не секрет, что документ направлен на укрощение строптивости крупнейшего из них. Сейчас Сбербанк за перевод в другой субъект РФ взимает комиссию от 1 до 1,5%. Остальные крупные банки или вовсе не вводили такую плату, или давно от нее отказались.
О том, что их примеру стоит последовать и Сбербанку, начиная с января настойчиво говорят и ФАС, и Минфин, и ЦБ. Но руководству Сбербанка этого оказалось мало. Дело дошло до вмешательства Дмитрия Медведева. На заседании правительства 10 октября он назвал межрегиональную комиссию "банковским роумингом". "Страна у нас большая, но с точки зрения такого рода электронных транзакций это абсолютно никакой разницы не имеет и никак не сказывается на затратах. Поэтому эта межрегиональная дискриминация недопустима и должна быть устранена", — сказал глава кабмина.
Но главу Сбербанка Германа Грефа не смутило и это. Более того — он вступил в заочную полемику с Медведевым и заявил, что называть межрегиональную комиссию банковским роумингом "совершенно некорректно". Греф подчеркнул, что 95% переводов в Сбербанке бесплатны, а монетизируются только 5%, но все–таки пообещал в 2020 году обнулить тарифы.
Доля Сбербанка на российском рынке переводов — 94%. Это все и объясняет. Как и недовольство появлением системы быстрых платежей, запущенной Центробанком. Как и нежелание объединять банкоматную сеть с другими кредитными организациями для бесплатного снятия клиентами наличных.
От баснословной прибыли, берущейся почти из воздуха, ментально отказаться непросто. Но эти шальные доходы не совсем из воздуха — они порождены монопольным положением на рынке.
А это не только источник колоссальной прибыли, но и своего рода миссия. За нее тоже нужно платить.