Снег картель попадет. "ДП" узнал подробности дела о "снежном картеле"

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

Петербургское УФАС завершило рассмотрение дела о "снежном картеле" на рынке уборки городских улиц. Ведомство считает сговор доказанным. "ДП" ознакомился с расследованием, включая фрагменты личной переписки и информацию с жестких дисков фигурантов. Данные опровергают разговоры о нерентабельности сферы с бюджетом почти 9 млрд рублей и раскрывают имена армии субподрядчиков.

Решение УФАС по "снежному картелю", по данным "ДП", официально огласят в пятницу, 18 октября.
Специалисты намерены определить санкции в отношении дорожно–коммунальных предприятий, которые подозревают в сговоре. По закону им может грозить штраф в размере от 10 до 50% от начальных цен закупок. Всего с 2016 года было разыграно 39 аукционов на содержание дорог и уборку снега. Общая сумма контрактов составила 24,9 млрд рублей. Таким образом, минимальные санкции могут составить 2 млрд рублей. Впрочем, накануне зимы доводить до разорения предприятия власти вряд ли захотят.
В начале 2019 года УФАС возбудило дело о картеле в отношении всех победителей аукционов на содержание и уборку улиц. Это принадлежащие Смольному ОАО "Автодор СПб", ОАО "Коломяжское", СПб ГУДП "Путь", СПб ГУДП "Центр", СПб ГУДСП "Курортное", а также частная фирма "Автопарк № 7 Спецтранс", которой владеет предприниматель Владимир Шувалов через ООО "Бэкбон" (доля — 99%). До 2016 года ее бенефициаром значился сын экс–губернатора Сергей Матвиенко.
По данным "ДП", у антимонопольного ведомства еще остаются сложности в доказательстве одного из признаков картеля — "поддержании цен на торгах". В части "раздела товарного рынка по территориальному признаку" материалов достаточно, рассказали источники. Документ имеет перспективы возбуждения уголовного дела по статье 178 УК РФ ("Ограничение конкуренции").

Подозрительная география

Рассуждения об отсутствии конкуренции в выборе подрядчиков красной нитью проходят в заключении петербургского УФАС. Документ, по информации "ДП", разослан ответчикам — шести дорожным предприятиям и комитету по благоустройству, а также заявителям — городской прокуратуре и депутату ЗакСа Максиму Резнику. У них есть возможность внести свои замечания до публикации решения УФАС.
Проверки надзорных ведомств выразились в 119–страничном заключении отдела петербургского УФАС по борьбе с картелями. Эксперты изучили ход 39 электронных торгов с участием дорожно–коммунальных предприятий, проведенных с 2016 года. Туда попали показания представителей коммунальщиков, а также переписка по электронной почте и информация с жестких дисков компьютеров участников торгов.
Подозрительным для УФАС показалось искусственное укрупнение некоторых лотов. Так, объединенными оказались Курортный, Петродворцовый и Кронштадтский районы, находящиеся на значительном отдалении друг от друга. Кроме того, сумма обеспечения по этому лоту превышает 60 млн рублей. Что ограничивает список потенциальных участников — ведь немногие фирмы способны вывести из своего оборота такие средства, говорится в заключении.
Проверки также помогли раскрыть список 70 субподрядчиков, которых нанимали победители торгов. Из бумаг стало понятно, что нередко они, выиграв на конкурсах, передавали работы, иногда в полном объеме, сторонним компаниям.
Например, согласно контракту, заключенному в 2018 году между АО "Автопарк № 7 Спецтранс" и ООО "СП "Северное" на сумму полмиллиарда рублей, работы были переданы в полном объеме при цене на 10 млн меньше генерального подряда. Аналогичные примеры встречаются и в части содержания дорог и содержания остановочных павильонов городского транспорта, а также нанесения дорожной разметки.
"Работы по уборке и содержанию дорог могут выполняться как крупными, так и малыми фирмами, что подтверждается практикой распределения муниципальных заказов относительно небольшого объема и практикой работы небольших фирм на субподряде у исполнителей крупных государственных контрактов", — подчеркивают антимонопольщики.
Странным показалось петербургскому УФАС объединение летних и зимних работ, требующих "различных уборочных средств" и регламентированных разными нормативно–правовыми актами. Вердикт антимонопольщиков: такие условия создали "безальтернативный порядок" доминирования определенных юрлиц.

Ошибались вместе

"Барьеры входа на рынок способствовали тому, что участниками торгов в 2016–2018 годах выступали ответчики (шесть компаний), а большое число других компаний вынуждены были получать у них субподряды как у посредников", — заключили в надзорном органе.
В 38 из 39 аукционов на содержание и уборку улиц участвовали не более двух фирм. Ими создавалась "видимость конкуренции", считают в УФАС: когда один из участников незначительно снижал начальную цену при полном бездействии оппонента. В итоге практически во всех закупках победа по странной закономерности распределилась между всеми.
Насторожил ревизоров и идентичный стиль оформления первых частей заявок у некоторых участников. Например, встречаются одни и те же ошибки в документах ОАО "Коломяжское" и АО "Автопарк № 7 Спецтранс", составленных в 2018 году.
Прокурорские проверки помогли вскрыть и тесное сотрудничество конкурентов. Так, при изучении содержания компьютера замначальника отдела закупок СПб ГУДП "Центр" обнаружили документы, связанные с административно–финансовой деятельностью ОАО "Автопарк № 7 Спецтранс", в том числе реестры путевых листов за оказанные услуги и коммерческие предложения.

Себе в убыток

Фигуранты "снежного картеля" на заседаниях в УФАС обвинения в "сверхприбыли" отрицали. Они утверждали, что заложенные в закупки работы в 2–3 раза превышают объем финансовых лимитов, "а значит, снижение в ходе объявленных торгов невозможно". Кроме того, последние несколько лет сфера остается нерентабельной. Дополнительные сложности создают отсутствие авансов и рост цен на топливо.
"Заявитель указывает, что мы создали картель. Для чего — чтобы поучаствовать или просто поработать? Где сверхприбыль, на которую мы должны рассчитывать? Если найдутся еще предприятия, которые способны 2 месяца работать за свой счет, то милости просим", — говорили представители ОАО "Коломяжское" на одном из заседаний комиссии петербургского УФАС.
Их слова подтверждают данные СПАРК. Так, стабильную убыточность при растущей выручке показывает ГУДП "Центр": 2016 год — минус 94 млн рублей, 2017 год — минус 34 млн рублей, 2018 год — минус 80 млн рублей. Из шести фигурантов "снежного картеля" положительный баланс демонстрируют частное АО "Автопарк № 7 Спецтранс" и смольнинское ОАО "Коломяжское".
Гендиректор ОАО "Коломяжское" Николай Страшнов рассказал "ДП", что в октябре с ним не стали продлевать трудовой контракт. Причины он не назвал (по данным СПАРК и согласно информации на официальной странице компании, он продолжает числиться гендиректором). По его словам, растущая прибыль ОАО "Коломяжское" связана с политикой предприятия по выполнению заказов АО "ВАД", АО "АБЗ Дорстрой", СК "Ореон Плюс" и прочих. Предпринимательская жилка, по его словам, помогает предприятию увеличивать доходность — в отличие от коллег по рынку: "У них и половины нет от того, что делаем мы".
Рентабельность АО "Автопарк № 7 Спецтранс" подтверждают документы, найденные прокуратурой Красногвардейского района. На жестком диске в офисе этой компании "был обнаружен файл "Справка по вывозу снега с 1 по 20 февраля 2019 года", согласно которой доходность за указанный период для АО "Автопарк № 7 Спецтранс" составила 43,14%, что свидетельствует о фактической рентабельности для предприятия снижения цены в ходе торгов", — говорится в материалах УФАС.
Впрочем, антимонопольное ведомство выступает и в роли адвоката фирм и предполагает: цель возможного сговора не только в получении выгоды, но и в "сохранении системы гарантированного обеспечения уборки и содержания дорог в городе".

Сыграть в монополию

В "Автопарке № 7 Спецтранс" пояснили, что еще не до конца ознакомились с заключением УФАС и не выработали свою позицию. Комитет по благоустройству не ответил на вопросы "ДП", предложив дождаться решения УФАС. Однако в распоряжении редакции также имеется официальная бумага этого ведомства, датированная серединой 2019 года. В ней идет речь о возможности переформатирования дорожно–коммунальной сферы, в том числе объединения городских предприятий в одно.
"Рабочая группа под руководством вице–губернатора Санкт–Петербурга Н. Л. Бондаренко по разработке и внедрению мероприятий по повышению эффективности содержания улично–дорожной сети в зимнее время в настоящий момент рассматривает различные предложения по повышению эффективности уборки в нашем городе", — пишет первый зампред комитета по благоустройству Сергей Малинин, отвечая на вопрос о возможности укрупнения дорожных предприятий.

В контексте

Разговоры о том, что Петербургу стоит перенять московскую модель уборки дорог, идут почти год. В столице за них отвечает ГБУ "Автомобильные дороги", имеющее прямое бюджетное финансирование. Работы по уборке снега субсидируются по фактически выполненному объему.
В Петербурге же коммунальщики ограничены суммой контракта, да и та, по их словам, не соответствует рынку.
По нормативу содержание 1 м2 городских дорог должно обходиться в 531 рубль. Однако на это выделяется не более 200 рублей, а по факту до дорожных предприятий доходит лишь 129 рублей, говорил вице–губернатор Николай Бондаренко. И это вне зависимости от объема вывезенного снега. Подобную систему чиновники признавали неэффективной еще во время сильных снегопадов минувшей зимы, отмечая, что действенной мерой может стать изменение способа определения подрядчика, а именно — переход к субсидированию, при котором город возмещает предприятиям фактически понесенные затраты.
Однако по каким–то причинам петербургский комитет по благоустройству считает, что пока прямое субсидирование, как в Москве, невозможно. Предлагалось с 2019 года начать заключать трехлетние контракты на уборку снега и впоследствии перейти к созданию единой компании (благо почти все дорожные предприятия принадлежат городу), у которой в оперативном управлении будут все автомобильные дороги. Пока же есть только рабочая группа, которая "рассматривает различные предложения по повышению эффективности уборки в нашем городе".
Руководство петербургского УФАС не возражает против единого ГУПа в сфере уборки снега и дорог, считая ее очень тяжелой и сложной. Хотя вообще антимонопольщики ГУПы не любят. "Все, что касается уборки снега и дорог, — это может быть и ГУП. Я не понимаю, как частному предприятию держать технику. Люди могут быть наняты сезонно, но это тоже достаточно трудно. Может быть, уборка снега — исключение из правила. Дорожно–коммунальная сфера — тяжелая и сложная", — говорит глава УФАС по Санкт–Петербургу Вадим Владимиров.
Однако просто создать одну компанию на все дороги будет недостаточно. Без увеличения финансирования ситуация кардинально не изменится. У москвичей на балансе 6700 единиц дорожной техники, в Петербурге — менее 1500 единиц, и последний раз парк машин существенно обновлялся в 2011 году, износ техники составляет более 80%. Недофинансирование отрасли чиновники оценивают в 25 млрд рублей. Пока что улучшать положение дел город собирается за счет кредита на 3 млрд рублей, который взяло в банке "Санкт–Петербург" ГУДП "Центр".
Не вижу ничего страшного в генподрядном проценте. Это нормальная практика. Учитывайте, что организации несут ответственность, следят за исполнением, им нужно заниматься колоссальным документооборотом, держать штат юристов. Менять нынешнюю коммунально–дорожную систему ради конкурентного рынка — вредная затея. Думаю, нужна модернизация, в том числе дорожно–коммунальной техники, внедрение IT–новшеств. Сейчас существует понятная иерархия, географическая расстановка организаций, есть профессиональные кадры, происходит централизованная закупка противоледных компонентов. Если разбить работы на небольшие лоты и допустить 70 частных подрядчиков, то представляете, сколько времени потребуется на оповещение их о грядущем совещании. Разрушите эту пирамиду — забудьте об ответственности. Начнется пинг–понг и нескончаемая череда судебных дел из–за неисполнения контрактов.
Кирилл Иванов
Директор ассоциации "Дормост"
Скорее всего, петербургское УФАС ограничится мягкими мерами — например, предупреждением о недопустимости картельных соглашений. Не думаю, что будут назначены реальные штрафы — они могут сильно ударить по экономике города. Сомневаюсь, что и до уголовных дел дойдет. На мой взгляд, наиболее экстремальная версия картеля — соглашения между заказчиком и участниками закупки. Помимо формального нанесения вреда экономике тут происходит дискредитация власти. Подобное мы видим в выявлении картеля на рынке поставки продуктов питания, который рассматривают в петербургском УФАС. Сейчас, видимо, идет запрос на расследование таких дел. Но особых изменений, на мой взгляд, ждать не стоит. С этого года начали действовать квалификационные требования. Поэтому появления случайных лиц на этом рынке в принципе случиться не может.
Денис Евдокимов
глава юридической фирмы «Юарайт»