Охрана по спискам. КГИОП обнародует обновленный закон "О границах объединенных зон охраны…"

Автор фото: ТАСС

КГИОП должен обнародовать для обсуждения обновленный закон № 820–7 "О границах объединенных зон охраны…".

Сегодня общественный совет при КГИОП должен вынести документ на открытое обсуждение. В новой редакции, как ожидается, вернутся высотные акценты, а среди исторических зданий выделят дома с ценными интерьерами и постройки, утратившие аутентичность. Поделить все дома на категории, как планировалось, не удалось.

Размывание границ

По словам члена рабочей группы по подготовке законопроекта Александра Карпова, существенные изменения вносятся в приложение, в котором перечисляются ценные элементы планировочной и ландшафтно–композиционной структуры. Вводится новый элемент — территории смежного уличного фронта. С его помощью пытаются устранить конфликты, возникавшие прежде в местах стыков двух зон с разными режимами. Раньше, когда граница зон проходила по оси улицы (или реки), существовало правило, что более строгий режим распространяется и на противоположную сторону этой улицы. Но при этом возникали разночтения, какой режим считать более строгим. Теперь же фиксируется, что уличный фронт должен сохраняться независимо от строгости режима, соответствующие области будут отражены на приложенных к закону картах. Кроме того, существенно усложняется высотное регулирование. Появится несколько уровней карнизов. Прежде законом задавалась допустимая высота до карниза, которая понималась как расстояние до "наивысшей точки вертикальной плоскости фасада здания". В результате в городе росли дома с заглубленными от лицевого фасада террасами.
"Видели такие здания, с зиккуратами на крыше? Это очень не петербургский стиль и не то, что хотели задать регулированием", — сказал Александр Карпов.

Долой безбашенность

Также в закон в новом виде возвращаются высотные акценты (под которыми понимаются башенки, шпили, купола и другие архитектурные доминанты). Прежде они допускались в виде отклонений. Высота здания измерялась "без учета расположенных на нем высотных акцентов". Кроме того, ограничения по высоте не распространялись на устройство высотных акцентов в том случае, если их суммарная площадь не превышала 10% площади здания. Когда застройщики повадились использовать лазейку с акцентами для увеличения площадей новостроек, градозащитники принялись оспаривать ее в суде. В сентябре 2017 года Верховный суд апелляционным определением по иску общественников Николая Лаврентьева, Елены Малышевой и Владимира Чернышева признал соответствующие формулировки 820–го закона недействующими. Теперь высотное регулирование станет сложнее. Акценты задаются уже не как отклонения — для них определяется предельная высота.

Находчивый список

Как ожидается, в законе появится по крайней мере два новых важных списка. Один из них включит исторические жилые здания, в которых будут охраняться сохранившиеся интерьеры помещений общего пользования. Речь идет о ценных элементах парадных (витражах, каминах, решетках лестниц, светильниках, перилах и т. п.), которые составляют неотъемлемую часть архитектурного облика. Ныне в зданиях, не являющихся памятниками, эти элементы не защищены, поскольку закон охраняет только внешний облик таких домов. На поправку власти натолкнули многочисленные случаи утраты элементов внутреннего декора. Правда, квартиры и другие помещения в частной собственности список ценных элементов не затронет. Зато усилится регулирование, касающееся элементов фасада, таких как расстекловка и заполнение дверей. "Перечень еще формируется, и я надеюсь, что даже после опубликования этого закона на общественную экспертизу туда можно будет что–то вносить", — отметил координатор "Живого города" Дмитрий Литвинов.

Поминальный список

В порядке эксперимента для зон регулирования застройки центральных кварталов составят второй список — зданий, утративших свою аутентичность. Пока он будет сравнительно коротким, около 20 объектов. Это преимущественно небольшие одноэтажные дома, такие как бывшие привратницкие, дворницкие, каретники и конюшни.
Они были перестроены и, по мнению авторов законопроекта, потеряли связь с исторической средой. Их можно реконструировать без сохранения облика и даже надстроить на этаж с соблюдением требований режимов. Но при условии, что они будут приспосабливаться под объекты обслуживания жилой застройки.
Таким образом, преемственность функции должна сохраниться. Кроме того, если здание когда–то уже имело исторический лицевой фасад, его необходимо восстановить.
Вокруг этого списка развернулась главная борьба, сказал Дмитрий Литвинов. Градозащитники считают, что туда лучше включать большие дома, утратившие в советское время исторические фасады, чтобы их можно было восстановить (например, дом 69 по Садовой). Тогда как надстройка небольших зданий может вылиться в уплотнительную застройку. Градозащитники рассчитывают на помощь в этом вопросе спикера ЗакСа Вячеслава Макарова, который дорог им тем, что пытается препятствовать уплотнительной застройке на Петроградской стороне.
Для утративших ценность зданий нужен упрощенный порядок реконструкции, поделился мнением с "ДП" генеральный директор Объединения строителей Санкт–Петербурга Алексей Белоусов. Возможно, порядок согласования для таких объектов стоит установить "на уровне существующей системы согласований, как принято при новом строительстве", рассуждает собеседник газеты.
В КГИОП сообщили "ДП", что целесообразность списка утративших облик объектов еще планируют обсудить на комиссии по городскому хозяйству.

Не рублевый замах

В создании этих двух списков, судя по всему, и нашла выражение будоражившая умы первоначальная идея о разделении исторических домов на категории. "Нужно инвентаризировать всю историческую застройку. И все–таки сделать различные режимы для зданий, имеющих различную архитектурную и историческую ценность", — говорил ранее "ДП" глава КГИОП Сергей Макаров (см. "ДП" № 21 от 19.02.2019). "Вспоминая исходный замысел, можно сказать, что замах был на рубль, а удар получился на копейку, все изменения в закон очень консервативны. Исходная идея как–то более широко делить дома на категории не удалась: стало ясно, что никаких универсальных признаков для такого деления выявить не удается", — прокомментировал Александр Карпов.

Из зоны в зону

Среди других изменений стоит отметить существенное расширение границ зон охраны в Невском районе. Кроме того, вводятся постоянные охранные зоны вместо временных защитных зон памятников архитектуры периферийных районов.
"Я надеюсь, что будут приняты несколько заявок "Живого города" на расширение охранных зон, в частности на Охте и в Лесном, — последняя должна накрыть в том числе дом Забелиной на 2–м Муринском, 31, который не имеет охранного статуса", — добавил Дмитрий Литвинов. В свою очередь, Алексей Белоусов напомнил, что Смольный пытался инициировать программу реконструкции исторического центра (и подобные инициативы возникают вновь). "Надо очень взвешенно подходить к принятию этого закона (№820–7. — Ред.), потому что любые дополнительные ограничения так или иначе приводят к тому, что инвестиционные возможности при реконструкции исторического центра снижаются. И чем круче будут закручены гайки, тем меньше будет шансов найти партнеров, инвесторов для того, чтобы реализовывать какие–то программы в центре города", — добавил он.