Крови и справедливости. После убийства девятилетней Лизы в России вновь заговорили о смертной казни

Автор фото: ТАСС
Мордовия, спецучасток для пожизненно осужденных в одной из колоний

После чудовищного убийства девятилетней Лизы многие граждане потребовали вернуть в России смертную казнь. Жители Саратова хотят расправы, к ним присоединились депутаты и общественники. Желание наказать смертью за смерть выглядит оправданным. Но что хуже — пуля в голову или остаток жизни в "Черном дельфине"?

"Вот он, вот он!"

Рано утром в среду девятилетняя Лиза ушла из дома в школу и пропала. Девочку искали полицейские и волонтеры.
В ночь на пятницу власти сообщили, что девочку нашли убитой.
Задержан 35-летний подозреваемый в убийстве, он дал признательные показания и назвал мотивы. У задержанного — непогашенная судимость за изнасилование и разбой.
На допросе он выглядел абсолютно спокойным. Когда подозреваемого спросили, раскаивается ли он в содеянном, он немного подумал, закатил глаза и сказал, что все-таки да.
Жители Саратова вышли на улицу, требуя расправы для убийцы. РИА Новости сообщает о сотнях людей, пришедших на место преступления. Саратовцы выкладывали в соцсетях видео, где полицейские ведут подозреваемого, пробиваясь через разъяренную толпу, а среди людей раздаются крики: "Вот он, вот он!"
Жестокое убийство ребенка всколыхнуло общество. Депутат Госдумы Евгений Примаков и детский омбудсмен Саратовской области Татьяна Загородняя высказались на своих страницах в соцсетях, что для педофилов-убийц нужно вернуть смертную казнь. В Сети появилась петиция "Смерть за смерть ребенка", набравшая больше 20 тыс. подписей.
Главред RT Маргарита Симоньян поспорила о смертной казни с телеведущим Владимиром Соловьевым.
"Больше 4% приговоренных к смертной казни впоследствии оказываются невиновны. Доказано невиновны. Недоказано невиновные даже не попадают в статистику. Это в США. Где судебная система вызывает много вопросов и даже всплесков недоумения, но все же отличается известной дотошностью", — написала она.
Соловьев в ответ на это заметил, что это сомнительное исследование. Он тоже предложил казнить убийцу: "Я добрый человек, поэтому я за смертную казнь".
Следствие продолжается, дело взял на личный контроль глава СКР Бастрыкин.

Как казнят в 2019 году

В России мораторий на смертную казнь действует с 1997 года, последний приговор привели в исполнение в 1996-м.
По данным Amnesty International, в 2018 году не менее чем в 20 государствах были казнены как минимум 690 человек. Больше всего приговоров приведено в исполнение в Китае, Иране и Саудовской Аравии.
Подход к смертной казни у всех разный. Есть Соединенные Штаты, где между вынесением приговора и самой казнью могут пройти десятки лет. Например, убийца своей жены Джек Олдермен ждал смертельной инъекции 33 года.
А есть Саудовская Аравия, где по этому поводу вообще не слишком парятся. Там до сих пор, натурально, прилюдно отрубают голову арабской саблей за убийство или наркоторговлю.
Хочется верить, что ратующие за смертную казнь граждане не имеют в виду второй вариант.
Конечно же, чувства тех, кто предлагает казнить убийцу, понятны. История совершенно чудовищная и однозначная. Ответ на вопрос, заслуживает ли этот человек смерти, тоже однозначен: да. Но значит ли это, что в России стоит пересмотреть подход к смертной казни?

Пуля в затылок или "Черный дельфин"

Отмена моратория была бы не самой адекватной мерой вовсе не потому что "насилие — это плохо". Цена человеческой жизни в современном мире стала, конечно, чуть повыше, чем в Средневековье, но не намного. Дело в другом: смертная казнь открывает путь на скользкую дорожку, по которой очень велик соблазн пойти дальше.
Сегодня мы требуем казни для убийцы-педофила, и это можно понять. Завтра мы потребуем казни за терроризм, и это, в общем-то, тоже вполне справедливо. А потом и коррупционеры, а потом и изменники родины — почему нет!
Вид крови может разбудить в обществе очень опасные черты. Сейчас мы хотим крови, а потом захотим еще и еще. Остановить это трудно. Общество, которое почуяло власть над человеческой жизнью, становится опасно для самого себя. Думается, что это окно лучше не открывать.
В самом деле, вернуть смертную казнь? Когда человек может уехать на 2 года и 7 месяцев за кражу шоколадок в магазине? С судебной системой, которая в 2018 году вынесла 0,25% оправдательных приговоров? С судьями, которые отправляют на зону парня, ткнувшего полицейского в забрало шлема? Не очень приятная перспектива, если честно.
Вместо разговоров о смертной казни стоило бы задуматься о том, как починить судебную систему. Здоровое государство — не то, где расстреливают детоубийц, а то, где наказание за преступление справедливо, соразмерно и неотвратимо.
Есть, кстати, очень хорошее лекарство от жажды крови.
Посмотрите серию документальных фильмов Вахтанга Микеладзе "Приговоренные пожизненно", там очень хорошо показаны условия в колониях строгого режима — "Белый лебедь", "Черный дельфин", где осужденные перемещаются вне камеры исключительно в позе "гуськом" и в наручниках. Увидите, кто, за что и как отбывает пожизненное наказание. Если честно, это не сильно отличается от смерти.
Скорее всего, именно это ожидает убийцу Лизы. Он попал в ад еще при жизни и уже никогда оттуда не вернется.