Лизинг расширил возможности. Финансовая аренда доказала конкурентоспособность

Автор фото: Vostock-photo
Автор фото: Vostock-photo

Услуга финансовой аренды (лизинга) долго завоевывала признание, доказывая конкурентоспособность в сравнении с банковским кредитованием

Петербург является колыбелью коммерческого лизинга в нашей стране. История лизинга в России ведется с создания первой частной компании — "Балтийский лизинг", которая была основана в Ленинграде в 1990 году.
Ее акционерами стали Промышленно–строительный банк, Госстрах СССР (сейчас ПАО СК "Росгосстрах"), Международная ассоциация фондов мира Анатолия Карпова и Балтийское морское пароходство (БМП). Предметом первой сделки "Балтийского лизинга" были три крупных судна грузоподъемностью 60 тыс. т. А первым лизингополучателем стало Балтийское морское пароходство.
"Ориентироваться в 1990 году было не на кого. Не было конкурентов. Приезжали западные лизингодатели, которые делились с нами опытом, но их рекомендации по многим направлениям не могли быть реализованы в России, они отталкивались абсолютно от другого внутреннего законодательства их стран. У нас в этом плане был несколько иной путь: мы планомерно адаптировали рынок в соответствии с нашими законами", — говорит Дмитрий Корчагов, генеральный директор компании "Балтийский лизинг".
Позже, в начале 1990–х годов, на рынке в Петербурге начали работать еще четыре компании: "Петролизинг" (собственник — банк "Петровский"), "Лизинг–СЗМ" (собственник — "Севзапмебель"), транспортная компания "Нева–лизинг" и "Крейт–лизинг", который занимался финансовой арендой персональных компьютеров.

От кризиса…

Регулирование рынка лизинга государством началось в 1996 году через лицензирование лизинговых компаний. Отправной точкой для масштабного развития частных лизинговых компаний стало принятие 29 октября 1998 года Федерального закона № 164 "О финансовой аренде (лизинге)", в котором впервые были прописаны взаимоотношения лизингополучателя и лизингодателя.
Так, в 1999 году была создана петербургская компания "Интерлизинг". "Основатель и первый руководитель компании взял с полки энциклопедию и прочитал: "Лизинг — это..." 20 лет назад были воля и желание использовать новый для России, но хорошо известный на Западе инструмент финансирования, фактически получивший зеленый свет и законодательную базу после принятия в 1998 году закона о лизинге", — рассказывает коммерческий директор компании "Интерлизинг" Сергей Жарков.
Первую сделку его компания заключила с Домом ленинградской торговли (ДЛТ) в 1999 году, предметом лизинга выступал легковой автомобиль. "Уже тогда лизингополучателя удивила простота и скорость финансирования приобретения имущества для организации по сравнению с банковским кредитованием", — отмечает Сергей Жарков.
В том же году компания DeltaLeasing (переименовалась в "Европлан" в 2004 году) с головным офисом в Ростове–на–Дону начала региональную экспансию и открыла один из филиалов в Петербурге. "Это было тяжелое время, упадок финансового сектора, число лизинговых компаний тогда сократилось, сократился и объем лизинговых сделок, все расчеты шли в долларах. Но, с другой стороны, это время было предвестником большого периода стабильности (до 2008 года), так что горизонты развития, конечно, были огромными", — вспоминает Александр Михайлов, генеральный директор автолизинговой компании "Европлан".
До 2004 года его компания предлагала в лизинг различные виды оборудования, после чего решила сосредоточиться на сегменте автолизинга, в котором сегодня удерживает лидерство. "Первые лизинговые компании в 1990–х годах появились на базе крупнейших банков, и именно они, по понятным причинам, оказались более устойчивыми. В 2000–е мы разработали и запустили программу лизинга автотранспортных средств, что помогает нам в этой конкуренции выигрывать", — объясняет успех Александр Михайлов.
"Что удивительно, сегмента легковых авто на рынке изначально не было вообще, потому что все опасались выдавать имущество, которое не было стационарным: недобросовестный клиент мог его похитить и перестать вносить платежи. Сделки, предметом которых был транспорт, начали появляться в портфелях лизинговых компаний примерно с 1997–1998 годов, но тоже в малых объемах, и это были исключительно грузовые авто — о легковых и не думали. Сознание к тому времени у людей еще не поменялось, в их понимании затраты на покупку легкового автомобиля не считались инвестиционными: машина — это не необходимость, а предмет роскоши", — рассказывает Дмитрий Корчагов.

…до кризиса

Первое время лизинговые компании не имели ни стандартов принятия решений, ни регламентированных бизнес–процессов. "Каждая сделка рассматривалась индивидуально, решение о финансировании принималось лично директором компании — будь это легковая машина или несколько башенных кранов. Соответственно масштабы нового бизнеса компании исчислялись парой сотен миллионов, а не десятком миллиардов рублей", — вспоминает Сергей Жарков. По словам эксперта, основной трудностью до 2008 года была не столько конкуренция и реклама услуг самой компании, сколько общая просветительская работа по информированию и консультированию предпринимателей о лизинге и его возможностях.
"Первый филиал Carcade в Санкт–Петербурге был открыт в 2004 году. Главным нашим конкурентом на тот момент была компания "Европлан", а основные сложности заключались в недостаточной известности лизинга, а также его преимуществ для юридических лиц", — соглашается Александра Носко, управляющая Санкт–Петербургским филиалом лизинговой компании Carcade.
До 2008 года большинство лизинговых компаний весьма поверхностно контролировали дебиторскую задолженность. Кризис 2008 года существенно изменил рынок, заставив его участников пересмотреть подходы к рискам, осознать, что лизинг — это в первую очередь риск на актив, а не на финансовое состояние заемщика.
"В тот тяжелый период казалось, что рынок уже не будет прежним, и отчасти это действительно так. Резко сократилось количество договоров в иностранной валюте, последующий кризис и девальвация в 2014 году практически полностью исключили потребность лизингополучателей в заключении договоров в валюте", — добавляет Сергей Жарков.

К рекордам

Спрос на финансовую аренду последние годы заметно вырос, и сегодня лизинг не нуждается в представлении. Екатерина Попова, директор Северо–Западного регионального филиала АО "Сбербанк Лизинг", который открылся в Петербурге в ноябре 2009 года, подтверждает, что популярность лизинга за 10 лет значительно увеличилась. "Тогда этим инструментом пользовались компании, имеющие транспортную специфику бизнеса, а сейчас — все отрасли для собственных нужд. Лизинг зарекомендовал себя как удобный финансовый инструмент, позволяющий быстро с минимальным пакетом документов и минимальными первоначальными вложениями закупить весь необходимый объем техники или оборудования", — констатирует она.
В настоящее время компании постоянно ведут борьбу за рентабельность. "Это оптимизация издержек на заключение и сопровождение договоров (цифровые каналы продаж), личные кабинеты в мобильных приложениях, что сокращает необходимость в персонале и офисах", — перечисляет Екатерина Попова.
Рынок лизинга растет четвертый год подряд, обновляя исторические рекорды. По данным агентства "Эксперт РА", объем нового бизнеса (стоимость имущества без НДС) в России в 2018 году вырос на 20% и составил 1,31 трлн рублей. За первое полугодие 2019 года этот показатель составил 730 млрд рублей — на 13% выше, чем за первые 6 месяцев прошлого года. Доля Петербурга в общем объеме нового бизнеса сократилась с 9,7 до 8,9%. Самыми крупными сегментами стали железнодорожная техника (20%), грузовой автотранспорт (19%) и легковые автомобили (15%).