"Иванов" на реальных событиях. История бизнесмена, фильма и персонажа

Автор фото: kinopoisk.ru
Про режиссера фильма "Иванов" Дмитрия Фальковича тоже, конечно, стоит снять фильм. Читатели "ДП" могли запомнить этого обаятельного мужчину в очках университетского профессора по недавно опубликованному топ–листу Forbes, в котором Mr. Falkovich расположился на 21–м месте. Итак, краткая биографическая сводка: выпускник МГУ, возраст — 47 лет, женат, место проживания — Лондон, занятие — венчурные инвестиции. В 2012–м он основал компанию Phenomen Ventures, вложив в стартапы $300 млн. В 2013–м — руководил инвестициями Series C в HelloFresh, крупном производителе продуктов питания с капитализацией $2 млрд. Параллельно вкладывал в службу доставки еды Delivery Hero (капитализация — $5 млрд). И так далее, и тому подобное. Обычно люди такого достатка если и приходят в кино, то в лучшем случае в статусе продюсеров, а еще чаще как меценаты — под творческие задумки друзей или друзей друзей.

Дмитрий Фалькович

Фалькович — принципиально другой случай. Все началось задолго до описываемых Forbes финансовых достижений. С 2003 по 2007 год будущий кинорежиссер занимал кресло генерального директора в концерне "Нефтяной", куда как раз в это время пришел Борис Немцов. Немцов должен был заниматься GR'ом, или, как это называет сам Фалькович, "выстраивать отношения с государством". Отношения не сложились. Когда на Украине случилась оранжевая революция, Немцов поехал в Киев поддерживать Ющенко. Вскоре Генпрокуратура завела уголовное дело на банк "Нефтяной", который был в структуре концерна: дескать, через него были отмыты $2 млрд. Прикинув личные перспективы, руководители предприятия, включая и нашего героя, переехали за границу.
Через 2 года Фалькович вернулся на родину и задумался о том, чем же ему здесь заняться. Чуть ли не от скуки сел писать сценарий фильма — да и не смог остановиться. Перед глазами начинающего автора стояли два примера: близкого друга Ильи Хржановского, который как раз в эти годы славно развернулся с проектом "Дау", и второго друга Ильи Демичева, знаменитого ресторатора, который тоже взял и снял фильм "Какраки".
За вдохновением Фальковичу тоже далеко ходить не пришлось. Главный герой "Иванова" Александр Иванович Иванов — это в известном смысле сам автор и есть, разве что под призмой здоровой самоиронии (недаром режиссер исполнил в своем фильме и главную роль). Такой же московский бизнесмен, бывший физик, такой же специалист по инвестициям, производящий сухарики, "которые ест вся страна", побывав на свидании в Следственном комитете, эмигрирует на время в Киев. Вот и вся канва. Но написанный за полгода сценарий, если верить автору, в первоначальном драфте потянул бы на 5–6 часов экранного времени. Тогда текст прочитал все тот же Хржановский, по–дружески раскритиковал и посоветовал еще поучиться ремеслу. Фалькович сел за книжки, а через несколько месяцев фильм "Иванов", как говорил Рене Клер, был готов — оставалось только снять.
Снимать было решено летом 2011–го — в медведевскую, так сказать, оттепель. За несколько месяцев до митингов на Болотной и всего того, что за ними последовало. Может быть, поэтому сегодня "Иванов" производит настолько сильное и сюрреалистическое впечатление. Другая Москва, другой Киев, другая Европа, другой бизнес, другие порядки, а маленький человек Иванов в тех самых профессорских очках как ни в чем не бывало слушает монологи таксистов, снимает девушек в клубах с помощью пушкинских цитат и кормит Россию сухариками. Он не знает, что ждет его впереди, а мы знаем. Он бежит от личной беды, но мы–то уже в курсе, что впереди беда общая.

Рецепт фильма о недавних событиях

"Иванов" пролежал на полке 7 лет, пока его не посмотрел программный директор ханты–мансийского кинофестиваля "Дух огня" и не взял в конкурс. Фильм победил. Еще через полтора года добрался до проката.
Пожалуй, сложная и абсурдная история "Иванова" — это вообще идеальный рецепт любого честного фильма о недавних событиях (тоже любых). Все просто: снимать надо до этих событий, а показывать после. Наивность героя и наше понимание того, как оно на самом деле сложится, вместе дают потрясающий результат. Каждая фраза звучит по–новому. Каждый кадр наполняется новыми смыслами. Ностальгия встречается со страшными снами, сентиментальность — с документальностью. Главного героя точнее всего описал, можно сказать, Чехов. Его пьеса о персонаже Дмитрия Фальковича называется так же, как фильм Дмитрия Фальковича. Разве что ударение другое.