Галопом по заводам. В России набирает популярность новый вид туризма — промышленный

Автор фото: Сергей Ермохин

Годовой оборот этого сегмента в мире достиг 8 млрд евро.

Впервые промышленный туризм запустили в 1990–х годах на Западе — свои двери открыли заводы пищепрома. На сегодняшний день уже 80% европейских предприятий доступны для туристов. Завод Cadbury в год посещает около 420 тыс. человек, компания зарабатывает на экскурсиях до 8 млн евро.
В Петербурге только 17% компаний готовы пускать туристов на свои производственные площадки. Сдерживающих факторов немало: кто–то боится промышленного шпионажа и не хочет делиться технологическими секретами, кто–то попросту не видит выгоды от вложений в запуск экскурсий.
Затраты, кстати, требуются немаленькие: нужно обустроить туристический коридор, нанять гидов и обеспечить гостям завода безопасность.
Как рассказывает эксперт по промышленному туризму Ирина Семенова, вложения в организацию экскурсий на производстве вполне оправданны.
Это отличный маркетинговый ход — так компания повышает доверие потребителя к своему бренду. "Ребенок съездил с классом на экскурсию, посмотрел, как делают велосипед. Когда он поедет с мамой в магазин, то покажет именно на этот велосипед", — говорит Ирина Семенова.
Заработать компания может и на попутных продажах. На Петродворцовом часовом заводе, например, экскурсия обычно заканчивается в музее–магазине, где посетителям рассказывают историю бренда. Помимо раритетных часов там представлена и современная коллекция "Ракеты" и "Победы".
Завод "Балтика" проводит экскурсии бесплатно, гостям показывают варочный цех и бродильное отделение, а продегустировать пиво можно за дополнительную плату.

Привить интерес

Промышленный туризм — это еще и способ сформировать кадровый резерв предприятия.
По словам Ирины Семеновой, рабочие профессии сегодня не пользуются популярностью, и все идет к тому, что через 5–10 лет компании почувствуют сильный кадровый голод.
Школьники все чаще хотят поступать на экономический или юридический факультеты, а интерес к инженерным специальностям невелик. Экскурсии на современные производственные площадки могут показать подросткам, что работа на заводе или фабрике — не лямка, которую тянут, чтобы просто прокормить семью, а возможность получить интересную профессию.

Работа на имидж

По оценке экспертов, самый высокий уровень промтуризма сейчас у "Coca–Cola HBC Россия" — ежегодно предприятие посещают около 10 тыс. человек.
В компании развивают сразу несколько туристических направлений. Для студентов вузов–партнеров (в Петербурге это СПбГУ и ИТМО) проводят отдельные экскурсии.
Также в прошлом году Coca–Cola с командой профессиональных педагогов и психологов разработала экскурсионную программу для детей с ментальными и физическими особенностями, чего в России в сфере промтуризма пока никто не делал.
В финансовых показателях Coca–Cola туризм публично не оценивает. По словам регионального менеджера компании Светланы Нестеренко, для Coca–Cola это в первую очередь работа на имидж.
Пивоварня Нeineken начала развивать туризм в России только в 2014 году. За это время к традиционным экскурсиям добавились мастер–классы — гиды учат гостей профессионально оценивать качество пенного напитка и рассказывают о пивном этикете.
На новый уровень вышел и Петродворцовый часовой завод — его регулярно посещают группы часовщиков из Европы.
Для запуска экскурсий компания отреставрировала музей и продумала специальный маршрут. Сейчас на предприятии развивают направление "завод как выставочное пространство".
На производственной площадке представлена выставка работ студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ. Плакаты, подготовленные в рамках проекта, печатают на наклейках и продают вместе с новыми коллекциями бренда.

Не просто бизнес

Как говорят эксперты в сфере туризма, экскурсии на производстве принесут пользу не только промышленным предприятиям — заработать на этом могут также туристические и транспортные компании. Специалисты уверены, что в выигрыше окажется и межрегиональный туризм.
"Промышленных предприятий много в Гатчине, Ломоносове, Луге, и всем есть что показать. Организуя туры для школьников и студентов, мы расшевелим внутренний туризм, дадим возможность заработать пустующим гостиницам, гидам, которые в маленьких городах часто сидят без работы", — говорит Ирина Семенова.
Ассоциация промышленного туризма Северо–Запада уже несколько лет разрабатывает программы промышленных экскурсий. Этим занялось и Городское туристско–информационное бюро. В планах — серии мастер–классов по "Промышленному Петербургу" для уже аккредитованных экскурсоводов и гидов–переводчиков с целью повышения их квалификации.
Как рассказали "ДП" в бюро, в перспективе планируется расширение тематики экскурсий на различные предприятия Санкт–Петербурга с целью формирования кластера промышленного туризма.