Приграничные габариты. Паралич судоходства в Сайменском канале ставит вопрос о его реконструкции

Автор фото: Интерпресс

Временный паралич судоходства в Сайменском канале вновь ставит вопрос о необходимости его реконструкции.

На прошлой неделе в Сайменском канале случилась нештатная ситуация. Из–за повреждения на воротах шлюза "Соскуа" движение по транспортной артерии было заблокировано почти на сутки. Для Финляндии это стало двойным сюрпризом, так как совсем недавно, в мае, закончилась реновация финской части инфраструктуры канала. Реконструкция продолжалась 3 года и обошлась бюджету страны в 10 млн евро. Шлюз "Соскуа" входил в перечень работ по капремонту.
Сайменский канал, который соединил озеро Сайма с Финским заливом, открыт в 1856 году. После обретения Финляндией независимости сооружение оказалось разделено между странами, причем большая часть канала очутилась на территории СССР. Таким образом вся центральная часть Суоми была отрезана от моря. Только в сентябре 1962 года стороны договорились об аренде Финляндией на 50 лет 19,2 км сооружения с прилегающей территорией. В 2010 году соглашение пролонгировано еще на 50 лет.
В конце августа в Лаппенранте на встрече замглавы Минтранса России Юрия Цветкова и статс–секретаря министерства транспорта и связи Финляндии Харри Пурсиайнена финская сторона презентовала очередной проект модернизации сооружения. Планы весьма масштабны. В числе прочего предполагается увеличить длины шлюзовых камер, повысить уровень воды в канале на 0,1 м, что в сумме позволит увеличить грузоподъемность и габариты судов, которые ходят между Выборгом и Лаппенрантой.
Однако и сейчас водная гавань работает активно, причем и для грузоперевозок, и в качестве туристического маршрута. В среднем через канал проходит около 1,2 млн т различных грузов в год и около 17 тыс. пассажиров. Более половины грузов приходится на российские суда, тогда как почти 100% туристических перевозок происходит на судах под флагом Суоми. По большей части это небольшие круизы выходного дня из Лаппенранты в Выборг на прогулочных теплоходах с фуршетом и продолжением праздника уже в России. Для российских туристов такие путешествия дороги: билет Лаппенранта — Выборг стоит 60 евро, фуршет оплачивается отдельно, к тому же надо думать о трансфере в Лаппенранту.
Большая часть грузов, которые идут в сторону Финляндии, — это лес, минеральное сырье и уголь. Обратно в Россию отправляются продукты лесопереработки, минеральные удобрения, металл.
В 2019 году из–за ремонтных работ на шлюзах показатели грузоперевозок существенно снизились. Так, в январе–июле по каналу прошло 458 тыс. т грузов (минус 22% к аналогичному периоду прошлого года).
Помимо увеличения габаритов Сайменского канала уже неоднократно поднимался вопрос об организации круглогодичной навигации на сооружении. Сейчас судоходство на границе открывается в конце апреля и заканчивается в начале января. В зимний период судам помогают двигаться ледоколы.
Как рассказал "ДП" директор по направлению "аналитика и логистика" ООО "Морстройтехнология" Александр Головизин, финны, несомненно, заинтересованы в круглогодичной навигации, им необходимо вывозить свою промышленную продукцию круглый год, однако пока это технически нереализуемо. Реконструкция с расширением габаритов канала — более перспективная тема.
"Все упирается в экономическую целесообразность. В расширении заинтересованы обе страны. Финляндия сможет заводить большие суда или брать больше груза, тем самым отыгрывая на ставке фрахта и объемах перевозки. Российская же сторона может пересмотреть ставку аренды канала. Но в любом случае реконструкция канала — дело очень затратное. Один из возможных компромиссов — проведение Финляндией всех работ в счет арендной платы", — рассказал Александр Головизин.
Россия также старается поддерживать свою часть инфраструктуры канала. Правда, с переменным успехом. Последний такой ремонт закончился судебным процессом над экс–главой ФГУ "Сайменский канал" Евгением Демидовым и коммерческим директором фирмы–подрядчика ООО "Рестрой" Максимом Фроловым. Фигурантов дела обвиняют в мошенничестве на 35 млн рублей.
По версии следствия, с 2013 до 2017 года ФГУ "Сайменский канал" получило из федерального бюджета 83,9 млн рублей на ремонт 22 навигационных знаков. При этом реально исполнители выполнили работы всего на 48,9 млн, а оставшиеся деньги распределили между собой.
Предшественник Евгения Демидова на посту директора ФГУ Евгений Коломойцев также был замешан в финансовом скандале. Весной 2013 года глава партии "Яблоко"Сергей Митрохин пожаловался в Следственный комитет на закупку "Сайменским каналом" роскошного катера Beneteau Swift Trawler 44 за 27 млн рублей, тогда как его рыночная стоимость составляла 17 млн рублей. При этом служебной необходимости иметь такое плавсредство не было. Дело тогда спустили на тормозах, а Евгения Коломойцева уволили в связи "с истечением срока трудового договора".
Сейчас должность и.о. директора ФГУ "Сайменский канал" занимает Максим Невежин.