Ненастольные игры. Глава World Chess Илья Мерензон о коммерциализации не самой зрелищной игры в мире

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

Первое шахматное шоу, которое обогнало по количеству просмотров матч Магнуса Карлсена против Фабиано Каруаны за звание чемпиона мира, — "Армагеддон", его трансляции летом 2019 года прошли в интернете и на российском ТВ. Организатор — компания World Chess — планирует второй сезон. В интервью "ДП" ее глава Илья Мерензон рассказал о нюансах коммерциализации не самой зрелищной игры в мире.

Как вы набирали игроков для участия в "Армагеддоне"?

— Мы просто пригласили топов, таких как Сергей Карякин, Ян Непомнящий и Владимир Крамник. Из тех, кто был свободен, ни один не отказался. Для любого вида спорта телетрансляции очень важны, классические же шахматы практически невозможно показать, потому что матч идет много часов, неизвестно, когда закончится, и трудно понять, что происходит. Мы создали новый формат: взяли павильон в "Останкино", создали там виртуальную студию. Продумали драматургию: в стеклянной клетке — игроки, на стене изображены фигуры, понятно, кто ведет, сколько времени осталось, какой пульс у игроков. Трансляции прошли также на крупных каналах для Запада, например на Amazon. Это первая осознанная попытка шахмат выйти на телевидение.

Кто занимается производством?

— Это некий копродакшн. Работаем с "Матч ТВ" и TeleSport (крупнейшая компания по спортивным трансляциям). Продукт международный — его покажут в 100 странах.

Трансляции Чемпионата мира по шахматам 2018 года в Лондоне крайне незаметно прошли по российскому ТВ. Почему?

Мы шахматы транслировали так: во–первых, онлайн, далее были проданы права на телетрансляцию NRK (Норвежская вещательная корпорация), "Матч ТВ" в России, крупным телекомпаниям в Германии, Финляндии и Турции. Также сделали хайлайты для Reuters TV — они распространили их на 180 стран. Хайлайт — это выжимка основных моментов игры. Мало кто способен смотреть 6–7 часов в день, а за 7 минут посмотреть реально. Их показывали по крупнейшим телеканалам SNN, BBC, Eurosport.

Сколько принесли спонсорские пакеты, а сколько — трансляции чемпионата в Лондоне?

— Не раскрываем точные цифры, но это опять же миллионы долларов. Сделка с NRK — многолетняя и стоила $2 млн. Еще десятки тысяч подписчиков смотрели трансляции онлайн (цена одной подписки — $20). Спонсоры обычно приносят 60–70% от выручки, продажи онлайн–трансляций — 15%, сувенирная продукция — еще 7%, плюс важный элемент дохода — билеты на специальные мероприятия.

ФИДЕ дает деньги или только получает?

— Только получает. До 2019–го мы платили ФИДЕ две суммы. Первая — лицензионная оплата 500 тысяч евро в год. Вторая — 25% от призового фонда (призовой фонд ЧМ по шахматам в Лондоне составил 1,2 млн евро. — Ред.).
Теперь они хотят попробовать проводить мероприятия сами и выступят организатором турнира претендентов (финальный матч перед ЧМ. — Ред.). ФИДЕ несет расходы, не получает деньги за призовой фонд, а, наоборот, платит нам лицензионные деньги. Мы по–прежнему обеспечиваем присутствие спонсоров, проводим свои мероприятия, например гран–при.
Первый этап гран–при (отборочный тур перед турниром претендентов. — Ред.) прошел в Москве. Потом будет Рига, Гамбург и Тель–Авив. Эти города нам интересны, потому что там мощная стартап–культура. В Гамбурге, например, расположены офисы ChessBase и Chess24. Это шахматная столица, плюс туда легко приехать из Скандинавии.

На ПМЭФ вы подписали договор с "Почтой России". Что он предусматривает?

— Во–первых, это спонсорский договор на несколько лет, который предполагает участие "Почты России" в российских и даже зарубежных трансляциях. Второе — наше совместное намерение продвигать шахматы посредством филателии, а также продажа через почтовую сеть сувенирной продукции — с дизайн–агентством Pentagram мы разработали бумажные шахматы. Пока что этот спорт не пытался себя маркетировать на уровне ретейла. Но, если пытаемся сделать продукт, он должен быть привлекательным.

А зачем это нужно "Почте России"?

— "Почте России" не нужна реклама. Нет людей, которые ее не знают. Вопрос: кто любит "Почту России"? Работа с нами — одна из тех вещей, которые они делают, чтобы соотнестись с аудиторией заново.

Какие у вас отношения с Аркадием Дворковичем (возглавил ФИДЕ в октябре 2018 года)?

— Прекрасные. Знаю его много лет. Начали заниматься шахматами и сразу познакомились, потому что они — существенная часть его жизни. Его отец знаменитый шахматный арбитр, всех знает. Сейчас тесно общаемся благодаря ежедневной переписке.

Что–то изменилось с его приходом? ФИДЕ считают большой неповоротливой машиной.

— На самом деле не такая уж и большая, откровенно говоря. Ее бюджет был $3 млн в год, сейчас увеличился до $5 млн, но все равно сравним с бюджетом популярного ресторана в Петербурге.
Благодаря эксцентричности Илюмжинова (президент ФИДЕ с 1995 по 2018 год. — Ред.) у шахмат была репутация немножко скандальная. Для Илюмжинова это было идеально, чтобы держать шахматы на острие внимания. На мой взгляд, роль федерации — быть тихим и консервативным организатором. Дворкович с этим великолепно справляется. Спонсоры, которые раньше хотели прийти, не могли этого сделать, так как не хотели вписываться в очевидно скандальную схему.

A новые спонсоры появляются?

— Да, например, "Лаборатория Касперского", "ФосАгро", S. T. Dupont. Подписывали контракты как совместно с ФИДЕ, так и самостоятельно. Но шахматы должны научиться зарабатывать сами, без спонсоров. Это коммерческий продукт и достаточно классный.
Никто раньше не продавал онлайн билеты на просмотр турниров. Мы провели исследование в 2013 году, согласно которому 600 млн человек в мире играли в шахматы хотя бы раз в месяц. И аудитория растет с каждым годом, во–первых, из–за смартфонов. Например, 3 года назад на сайте Chess.com одновременно играло 5 тысяч человек, а сейчас — уже 150 тысяч.

Следующий чемпионат мира по шахматам состоится в 2020 году. Какие страны заинтересованы его принять?

— Раньше выбор места проведения чемпионата оставался за нами. И мы ориентировались на страны, где находятся медиа, то есть Лондон или Нью–Йорк. Сейчас договорились с ФИДЕ, что пройдет честный процесс битинга, то есть тендер, — шахматная федерация страны должна подать бит, выполнить определенные условия, пообещать призовой фонд, показать деньги, заплатить взнос. Победитель станет известен в июле.
Знаем, что есть интерес Норвегии и Австрии. Лично мне интересны Китай, США, Великобритания, Германия и Франция.

У World Chess контракт с ФИДЕ на проведение чемпионатов до 2022 года. Если пролонгации не случится, что будет с вашей компанией?

— У нас два контракта с ФИДЕ. Один — на проведение мероприятий, второй — на онлайн–гейминг. Он на 20 лет.

Это какая–то игра?

— Мы создаем онлайн–площадку, где игроки смогут получить официальный рейтинг ФИДЕ без необходимости принимать участие в турнирах. Есть разница между обычным гроссмейстером и онлайн–гроссмейстером. Сегодня, чтобы сыграть официально, нужно ехать на дорогостоящие соревнования, которые мало кто может себе позволить. С онлайн–зоной такой необходимости нет, ты можешь рейтинг зарабатывать в интернете. Услуга стоит 25 евро в год. Для нас диджитал–проекты в приоритете, поэтому, если контракт закончится, будем проводить мероприятия и делать такие проекты, как "Армагеддон".

Городские чемпионаты по шахматам в Берлине, например, могут проводиться в пивном баре. У нас такого нет. С чем это связано?

— Стандартный дизайн шахматного клуба в России — старые столы, пластиковые шахматы, портреты чемпионов, линолеум. Но аудитория изменилась — нужно, чтобы было супермодно. В Москве мы открыли шахматный бар, дабы создать некую модель того, как это должно выглядеть. Туда приходят самые модные люди города рубиться в шахматы и пить коктейли. Любая шахматная федерация может сделать так же, устраивая мероприятия в супермодном месте. Там не обязательно должен быть алкоголь, это может быть милкшейк–бар с мороженым.

Досье: World Chess by Agon Limited

— Зарегистрирована в Великобритании в 2012 году. Выступает коммерческим партнером Международной шахматной федерации (ФИДЕ) и владельцем прав на проведение цикла чемпионата мира по шахматам.
— Согласно СПАРК, до 2014 года Илья Мерензон занимался развитием российского фонда "Шахматы в школе". В активе бизнесмена московское юридическое бюро "Шеховцов и партнеры", специализирующееся на международном спортивном праве.

Инициатива: Шахматы — школьникам

— С 1 сентября этого года шахматы могут быть включены в программу средних школ — учебные заведения вправе заменить ими третий урок физкультуры. Решение добровольное. Эксперты полагают, что эту инициативу подхватят чуть не 40% школ Петербурга.
— На федеральном уровне завершается работа над изменением общероссийского образовательного госстандарта. Решается вопрос, включат шахматы в обязательную программу или они останутся внеурочным занятием.