Сэкономить на себе. Потребители сокращают расходы на парфюмерию и декоративную косметику

Автор фото: Сергей Коньков

Дошло до того, что в число крупнейших сетей на рынке персонального ухода вошел Fix Price.

В 2019 году на российском рынке средств для красоты и персонального ухода продолжился нисходящий тренд, начавшийся еще в прошлом году, говорится в исследовании международной компании GfK. По мнению аналитиков, потребители снова сократили расходы на парфюмерию и декоративную косметику, на которую приходится почти треть рынка в денежном выражении. Кроме того, парфюмерные магазины теряют позиции на рынке, уступая место дискаунтерам и магазинам у дома, а также электронной коммерции.
На рынке персонального ухода в России по–прежнему лидирует «Магнит Косметик», за которым следует «Л'Этуаль» и «Пятерочка», говорится в исследовании GfK за период с июля 2018–го по июнь 2019 года. Ретейлеры запускают промоакции, привлекая покупателей, что уменьшает их продажи в денежном эквиваленте, но не увеличивает значительно частоту покупок. Сети дискаунтеров, которые реже используют промоакции, напротив, увеличили продажи на 17% в деньгах и на 11% в штуках. Всего через них сегодня продается более 14% всей парфюмерии и косметики (по сравнению с долей 15,6% у гипермаркетов и 6,0% у супермаркетов). При этом в топ–10 сетей рынка персонального ухода под №9 впервые вошел бренд Fix Price («Фикс Прайс»).
Сам рынок средств персонального ухода структурно изменился. Главный тренд — покупатели существенно снизили расходы на декоративную косметику и парфюмерию. Это отражение новых трендов, полагают эксперты. Значительное падение спроса ощутил рынок покрытия для ногтей, который сократился на 16% в натуральном выражении и на 15% в денежном. Возможно, это связано с тем, что потребители предпочитают обращаться за маникюром к профессионалам.
Продолжает снижаться частота покупок мужской косметики для бритья из–за возвращения моды на бороду, полагают эксперты. «Для ухода за бородой мужчины пользуются услугами барбершопов и ухаживают самостоятельно — например, при помощи триммеров, что подтверждается высокой динамикой продаж этого сегмента малой бытовой техники», — полагают аналитики компании. По их оценке, магазинам и производителям следует «пересмотреть ассортиментную стратегию, включив «все для ухода за бородой» в свой портфель в тех регионах и городах, где это актуально».
При этом покупатели значительно увеличили траты на уходовую косметику для лица. «За последний год продажи средств по уходу за лицом выросли на 3% в рублях и на 10% в штуках, что в условиях стагнации рынка является очень хорошим результатом», — отмечается в исследовании. При этом главным драйвером развития стали маски для лица: их продажи выросли на 33% в денежном выражении за последний год. Еще одна самая популярная категория — средства по уходу за волосами, они занимают около 25% расходов на средства персонального ухода.
Ретейлеры пытаются найти новые пути развития. Петербургская сеть «Улыбка радуги» (№10 рейтинга) в 2019 году сосредоточилась на открытии новых магазинов в регионах, в основном по франшизе. Компания вышла на рынок Самары и Архангельской области, следует из данных открытых источников. По данным системы «Контур.Фокус» на конец 2018 года, выручка ООО «Дрогери Ритейл» выросла на 32%, до 1,3 млрд рублей, чистая прибыль составила 84 тыс. рублей.
Петербургский ретейлер «Рив Гош» осваивает госзакупки. По данным открытых источников, ООО «АромаЛюкс» в 2018 году выиграло тендер на поставку подарочных сертификатов для ОАО «Архангельский морской торговый порт» (на 173 тыс. рублей) и для АО «Газпром Газораспределение Тверь» (на 107 тыс). Выручка компании в 2018–м составила 36,2 млрд (+1%), чистая прибыль — 843 млн рублей, говорится в данных «Контур.Фокус».