Променада не надо. Как Смольный и бизнес благоустраивают набережные Петербурга

Автор фото: Интерпресс
Автор фото: Интерпресс

Создание комфортной среды в Петербурге напрямую связано с благоустройством набережных. Смольный ежегодно выделяет средства, но их недостаточно. Один погонный метр новой набережной обходится в 4 млн рублей, а ее ремонт — в 1,5–2 млн рублей. В последние годы в процесс активно включился бизнес, для которого набережная с зеленой зоной — это своеобразная страховка от последующей застройки, портящей вид из окна.

Например, компания "Леонтьевский мыс" в свое время добилась, чтобы участки вдоль набережных Ждановки и Малой Невки получили в Генплане статус рекреационных зон, что гарантирует жителям комплекса вид из окна на залив и реки через 10, 20 и 50 лет. Большинство водных артерий города — Мойка, канал Грибоедова, Фонтанка, Обводный, Нева и ее рукава — имеют сформированный облик гранитных набережных. На данный момент в берегоукреплении и благоустройстве нуждаются территории вдоль рек Охта, Оккервиль, Карповка, Смоленка. Так, на набережной Карповки уже идут работы от улицы Чапаева до Петропавловской, движется ремонт Новосмоленской — от моста Кораблестроителей до Наличного, идет благоустройство прибрежной зоны у станции метро "Новокрестовская". Готовится концепция по реновации Большой Невки от 3–го Елагина моста до Парка 300–летия. Кроме того, на ближайшие 3 года запланирован ремонт 27 объектов на 381,8 млн рублей.
В Смольном уверяют, что при составлении адресной программы ремонта набережных учитывается мнение горожан. Так, недавно комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) провел опрос среди петербуржцев по поводу благоустройства берега реки Смоленки. За 3 недели в голосовании приняли участие 613 человек, авторизованных через портал госуслуг. По его итогам жители высказались за сохранение покрытия, декоративное освещение, но против установки качелей и организации отдельных зон отдыха на склоне.
Интересно, что немногим ранее, при обсуждении судьбы набережной Охты, петербуржцы охотно голосовали за скамейки, малые архитектурные формы и обустроенные зоны отдыха. А вдоль реки Карповки качели для детей и взрослых уже установлены — и создано рекреационное пространство.
По мнению ландшафтных дизайнеров и архитекторов, качественное обустройство берега реки обязано предусматривать создание подобных зон. "Набережная — это место пересечения множества потоков — пешеходных, автомобильных, и основная задача проектировщика — в их разделении и структурировании. Из всех "участников" города именно человек должен быть выведен ближе всех к воде. В то же время важно помнить и о беспрепятственном транзите пешеходов, и о комфорте людей, отдыхающих у самой воды", — пишет в своих работах Валерий Нефедов, доктор архитектуры, профессор кафедры урбанистики и дизайна городской среды СПбГАСУ.
"Результаты голосования показывают, что население не верит в возможность культурного — именно культурного — отдыха. Уверен, что все голосовавшие против представляют себе картину: шумные компании, которые мешают ночному покою жителей района. А это далеко не всегда так. Для Петербурга это новая концепция организации пространства, но в целом властям города не хватает информационной поддержки в реализации подобных проектов", — рассуждает управляющий партнер маркетплейса недвижимости "М2Маркет" Андрей Кугий.
"Как для редевелопмента, так и для развития городских общественных пространств у нас в городе привлекают архитекторов и дизайнеров, которые рисуют проекты, не сильно привязанные к градостроительным и общественным реалиям. Если наложить на это народное голосование за "качели и скамейки", то вообще получится винегрет. Успех и расцвет практически не используемых сейчас береговых зон возможен при наличии отдельной стратегии развития, прописанной специально под них, созданной при помощи урбанистов, градостроительных планировщиков и специалистов по социально–экономическому развитию. Можно обратиться к всемирно известным рекреационным зонам, а можно и к удачно реализованным российским проектам: Зарядье, Новая Голландия, территория у Финского залива. Недавно открылись пространства на набережной Карповки и возле станции метро "Новокрестовская", и у них есть потенциал стать локальным местом отдыха горожан", — говорит Андрей Кошкин, председатель совета директоров группы "ЯРД".

Бизнес на воде

Практически все набережные — это городская вотчина, но сегодня они становятся также частью крупных девелоперских проектов Петербурга и возводятся застройщиками жилья за свой счет, но по согласованию с городом. "У девелоперов, которые строят у набережных, по сути, два пути — лоббировать, чтобы город включил их в адресную программу и выделил финансирование, но это довольно долгий и трудный процесс. Или договориться с городом о том, что застройщики будут делать набережную за свой счет, но проект все равно нужно будет с городом согласовать. Исторически большинство набережных у нас — это транспортные артерии, часто они оформлены в гранит, поэтому и новые делают в той же стилистике, за некоторым исключением, например обновленная набережная реки Карповки", — комментирует Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank St Petersburg.
Так, ГК "Еврострой" два года назад благоустроила участок набережной Малой Невки протяженностью 600 м, примыкающий к элитным ЖК "Привилегия" и "Олимпийская деревня" на Крестовском острове. Работы обошлись в 16 млн рублей. "Петербург — морской город, и красивые набережные — неотъемлемая часть комфортной городской среды. Концепция благоустройства создавалась нами на этапе проектирования и подразумевала формирование комфортного для отдыха общественного пространства с выходом к причалам для катеров и яхт. Этим летом мы дополнили благоустройство набережной, посадив десятки деревьев", — добавляет генеральный директор ГК "Еврострой" Оксана Кравцова.
Холдинг AAG проектирует жилой комплекс площадью 30 тыс. м2 на изгибе реки Охты и намерен принять участие в реализации проекта комплексного развития набережной реки Охты, обустроив 200–метровый участок рядом со своим ЖК, строительство которого начнется в 2020 году. "На набережной появится променад с зонами отдыха у воды, развлекательным пространством и смотровыми площадками, с которых открывается вид на Уткину дачу", — говорит Иван Донкин, руководитель проектов холдинга.
"Леонтьевский мыс" благоустроил берега Малой Невки и Ждановки и обустроил зону отдыха на самом мысу. На территории более 1 км положили асфальт, сделали променад, эко-парковку, уличное освещение, высадили клены и сирень, реновировали причал и оборудовали его всем необходимым для яхт, электричеством, видеонаблюдением, охраной и др. Объем инвестиций превысил 100 млн рублей.
ООО "Петровский альянс" (ЖК Royal Park) собиралось ремонтировать набережную Малой Невы в районе стадиона "Петровский" протяженностью 986,4 м. Застройщик взял на себя обязательства по финансированию проектных работ, созданию гранитной набережной и организации спусков к воде в бухте Royal Park. Стоимость работ оценивалась в 2,4 млрд рублей.
Один из самых масштабных проектов — ЖК "Морская набережная" от ЛСР. Здесь появится свой променад с общественными пространствами вдоль залива. Прогулочная набережная — одно из ключевых преимуществ ЖК. Задумано создание анфиладного пространства площадью почти 11 га, состоящего из небольших тематических парков. Протяженность самой набережной шириной до 100 м составит около 2 км.
"У бизнеса есть ограничения по развитию прибрежных территорий. Нет способов реконструкции существующих набережных, например, в промзонах, а без возможности создания капитальных объектов привлечь частные инвестиции в стройки невозможно", — комментируют ситуацию в "Группе ЛСР".

В контексте

Одним из символов Петербурга являются его гранитные набережные. Впрочем, такими они были не всегда. Первый полностью благоустроенный променад появился лишь в 1767 году, когда в камень одели левый берег Невы. Строительство (с момента проектирования) длилось почти 10 лет.
Впрочем, первая попытка построить набережные из камня были предприняты в 1720–х годах у Зимней канавки и вдоль Летнего сада — близ летней и зимней резиденций основателя города. Конструкция просуществовала всего 3 года. Видимо, из–за неопытности строителей система оказалась непрочной и стала разрушаться. В 1723 году последовал приказ "при летнем доме с левой стороны стенку каменную разобрать и делать фашинами". Такая же участь постигла и другую каменную набережную на канале, прорытом в 1718–1719 годах из Мойки в Неву, к первому Зимнему дворцу (теперешняя Зимняя канавка).
Но окончательное развитие идея ограничивания набережных получила при Екатерине II, которая создала в 1762 году "Комиссию о каменном строении городов Санкт–Петербурга и Москвы". И в том же году в гранит оделась набережная перед Зимним дворцом. Полностью от Галерного двора до Литейного дома (нынешние набережные Красного Флота, Дворцовая и Кутузова) набережная была построена к 1788 году. Она сооружена из серого крупнозернистого выборгского гранита. Высота стенки — 3,5–3,6 м. Длина ее вместе с мостами (Эрмитажным, Нижне–Лебяжьим и Прачечным) — 3780 м (без Адмиралтейской набережной). Почти одновременно принялись за Французскую (1764–1768), потом за Английскую (1770–1778) набережные.
И пошло–поехало. В 1805–1810 годах ведется строительство набережной стрелки Васильевского острова, здания Биржи и Ростральных колонн. В 1842–1850–м — сооружение гранитной набережной на участке у Академии художеств; в 1847–1852–м возводятся Университетская и Николаевская набережные. В 1873–1879–м — Адмиралтейская гранитная набережная. Таким образом, на формирование привычного нам парадного водного вида Петербурга ушло более века.
Петровская набережная первой была укреплена деревянным шпунтом, но лишь через 200 лет настала ее очередь стать каменной (1901–1903). Окончательно одели в гранит Неву после облицовки набережных Выборгской стороны (1928–1956).
Общая же протяженность набережных Северной столицы составляет более 150 км. Октябрьская набережная — самая длинная, 9 км, Адмиралтейская — самая короткая, всего 414 м.
38 км набережных Петербурга охраняются государством.
Создание или благоустройство набережных — долгий, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Зачастую об окупаемости речи не идет. Застройщик, по сути, вынимает деньги из бизнеса и отдает их городу. Хотя проект, рядом с которым появляется набережная, только выигрывает. Она превращается в мощное преимущество и точку притяжения для бизнеса — ресторанов, кафе, коммерции, становится драйвером развития локации. Поэтому городу это тоже должно быть интересно с точки зрения облагораживания городской среды. Например, детали нашего проекта мы согласовывали с администрацией Петроградского района. Стоит признать, что практически все заявленные в последнее время проекты набережных у жилых комплексов — финансируемые из средств застройщика без участия города.
Игорь Оноков
генеральный директор компании "Леонтьевский мыс"
Проектирование активностей на набережных осуществляется в процессе диалога всех заинтересованных групп. Для этого перед очным обсуждением их следует выявить. Среднестатистическим горожанам интересны задерживающие активности, жителей же ближайших домов беспокоит кипящая 24 / 7 набережная. Каждый элемент благоустройства и зонирования, начиная со скамеек: деревянные — удобные, а каменные — "присесть и бежать дальше", — позволяет проектировать динамику людского потока, делать пространство проницаемым или закрытым. Бизнес уже встраивается и привлекается под определенную дизайнерами пространства логику. Нужен баланс во всем. Возможно, участники опроса не увидели гарантий сохранения своих интересов.
Наталия Белякова
Доцент Ниу Вшэ, Партнер Центра Территориального Маркетинга