Комплексная синергия. Банки активнее осваивают рынок виртуальных мобильных услуг

коллаж из принтскринов с сайта vtbmobile.ru

ВТБ вслед за другими банками запустил собственного виртуального мобильного оператора "ВТБ Мобайл". Год назад на рынок вышел подобный проект Сбербанка — "Сбермобайл", а еще раньше запустился виртуальный мобильный оператор "Тинькофф Мобайл".

Эксперты в сфере коммуникаций отмечают, что банки пытаются выстроить общую комплексную систему, в которую были бы вовлечены все их клиенты. Таким образом клиенты банков будут реже уходить от них к конкурентам, предпочитая ту кредитную организацию, с которой у них уже налажены тесные контакты — есть своя отдельная SIM-карта, настроен мобильный банк и есть дополнительные услуги для удобства финансовых операций и удаленного доступа к банковским услугам.
При этом навряд ли кто-то из банков всерьез преследует задачу занять крупную долю на рынке виртуальных мобильных услуг, учитывая, что этот рынок сам по себе уже серьезно перенасыщен игроками.
"ВТБ Мобайл" будет запущен на базе радиодоступа и инфраструктуре оператора Tele2. Доступ к услугам мобильного оператора будут иметь не только клиенты банка, на начальном этапе SIM-карту можно будет получить только в пяти московских отделениях ВТБ. Сообщается, что в скором времени SIM-карты начнут продавать в Петербурге, а со следующего года в других городах России.
Запущенный в конце сентября 2018 года "СберМобайл" также работает на основе инфраструктуры оператора Tele2. Сейчас оператор работает в нескольких регионах, среди которых Тульская, Тверская, Брянская, Рязанская, Калужская, Смоленская, Костромская, Воронежская, Белгородская, Липецкая, Курская, Тамбовская и Орловская области. За первую половину 2019 года, по подсчетам Сбербанка, количество абонентов виртуального оператора увеличилось в 5 раз.
По последним данным, у оператора было более 400 тыс. активных пользователей. Для сравнения — в самом начале запуска в сентябре 2018 года у "СберМобайла" было около 80 тыс. пользователей.
Сейчас у этого мобильного оператора есть четыре основных тарифа, компенсировать плату по которым можно в том числе с помощью баллов программы лояльности "Спасибо от Сбербанка".
"Тинькофф Мобайл" был первым банковским проектом в сфере мобильных услуг. За первый год работы виртуальному оператору удалось занять 1% рынка. Согласно официальной отчетности компании, в 2018 году "Тинькофф Мобайл" заработал 239 млн рублей, доход от оказания услуг связи составил 186 млн рублей. Кроме того, 53 млн рублей оператор получил от банка "Тинькофф" за привлечение новых клиентов.
По данным агентства "Рустелеком", общая база абонентов виртуальных операторов в России составляет 5,6 млн человек. Лидерами в отрасли являются компания "Скартел" (юридическое лицо Yota) — около 4 млн пользователей, на втором месте "Ростелеком" — 830 тыс. клиентов, третью строчку занимает компания МГТС с 330 тыс. пользователей. По словам экспертов, абоненты неохотно переходят на виртуальных операторов из-за того, что рынок пока не сформировал интересных предложений для пользователей.

Синергетический эффект

Управляющий партнер агентства "IT Бизнес Брокер" и эксперт по инвестициям в IT-сфере Алексей Комаров считает, что банки обратили внимание на сектор виртуальных мобильных услуг, потому что кредитные организации пытаются строить собственную масштабную инфраструктуру из собственных продуктов: "Такие собственные продукты могут служить таким своеобразным окном для клиентов, чтобы тем было удобно пользоваться разными услугами через один интерфейс. Подобным образом они достигают синергетического эффекта и не отпускают клиентов к другим провайдерам и тем самым получают увеличение общей прибыли", — рассказал он.
При этом говорить о какой-то высокой маржинальности продаж данного вида услуг нельзя, потому что виртуальная мобильная связь по своей сути является ничем иным как обычной арендой частот уже существующих операторов сотовой связи, то есть так называемых операторов "большой четверки" — МТС, "Билайна", "МегаФона", Tele2. Банкам приходится платить за аренду частот, поэтому высоких прибылей в этом сегменте, считает Комаров, они не получают.
Эксперт считает, что в скором времени стоит ожидать новых игроков на этом рынке со стороны банков: "Прежде всего это будут банки, у которых есть амбиции по построению своей отдельной инфраструктуры и своей замкнутой экосистемы. Например, я думаю, что своего мобильного оператора мог бы запустить Альфа-Банк", — считает Комаров.
При этом он отметил, что рынок мобильных услуг уже более чем перенасыщен: "В стране зарегистрированных SIM-карт больше, чем жителей страны. Когда мы говорим о появлении нового оператора, то мы видим в результате просто переток клиентов от одного провайдера к другому, не более. Какого-то нового роста рынка не возникает", — заключил он.
Генеральный директор компании "Обит" Андрей Гук согласен с Комаровым: "Банки пытаются найти какие-то новые точки соприкосновения с клиентами. У них уже есть своя клиентская база, и этой базе можно предложить новые услуги. Плюс дополнительно с помощью таких услуг можно дальше привязывать клиентов к банку. Например, предоставлять бесплатную мобильную связь своим премиальным клиентам. Клиент банка при этом, задумавшись об уходе к конкурентам, может в последний момент передумать, просто потому что у него есть SIM-карта этого банка", — привел пример Гук.
Поэтому, заключает Гук, банки серьезно настроены прежде всего на свою собственную клиентскую базу, а не на открытый рынок: "Какую-то долю рынка они все-таки займут, но мне кажется, эти проекты — они не для прибыльности, а это просто сервисные проекты для появления новых услуг для собственных клиентов".