Чья земля, того автобус. Петербург и область не могут решить, кому возить жителей пригородов

Автор фото: Сергей Ермохин
Спору Петербурга и Ленинградской области об оптимизации автобусных маршрутов между регионами уже порядка года. В 2019 году городской комитет по транспорту предлагал областным коллегам сократить сперва 68 направлений в целях экономии бюджета Петербурга, затем уменьшил это число до 38, а позже и вовсе решил взять паузу до середины 2020 года. Однако к этому времени Ленобласть может остаться без ряда смежных маршрутов, которые сейчас курсируют с буквой "К".

Без маршруток

Понятие смежных межрегиональных маршрутов вводили в первую очередь для Москвы и Санкт–Петербурга, на границах которых сосредоточены большие агломерации и большой трафик. Схожая ситуация и у Краснодарского края с Республикой Адыгеей. Согласно 16–ФЗ, отправление межрегиональных маршрутов возможно только со специализированных автостанций с прохождением различных проверок. Смежные межрегиональные маршруты могут отправляться откуда удобно. Однако окончательного и устраивающего всех варианта по таким маршрутам найдено не было.
По заказу Петербурга сегодня работают 142 смежных маршрута, как социальные, так и коммерческие. Из городского бюджета на их обслуживание тратят порядка 2 млрд рублей в год. Еще 172 смежных маршрута между Петербургом и Ленобластью заказывает управление по транспорту Ленобласти. Поскольку с июля 2020 года понятия "коммерческого маршрута" быть не может, Смольный планирует отменить свои маршрутки не только внутри города, но и за его пределами.
"Мы не в силах нести нагрузку по областным маршрутам. Обсуждали с управлением по транспорту Ленобласти необходимость решать проблему совместно. Нами было принято непростое решение: социальные маршруты, работающие от лица Петербурга, продолжают существовать, коммерческие маршруты, которые не субсидировались из бюджета Петербурга, будут закрыты", — заявил на обсуждении транспортной реформы в Красногвардейском районе заместитель директора ГКУ "Организатор перевозок" Дмитрий Процкий.

По железной дороге

Это касается, в частности, маршрута К–530 "Микрорайон Котово Поле города Всеволожск — Финляндский вокзал", с отменой которого многие жители Всеволожска могут остаться без нормального транспортного обслуживания. "В качестве альтернативы комитет по транспорту нам предложил железнодорожный транспорт. До ближайшей станции от дома мне идти полчаса. Кто–то смотрел расписание этого ж/д транспорта? Наш жилой комплекс оставляют без транспорта. Как нам жить? Сидеть дома? Я что, живу в гетто?" — вопрошала на слушаниях местная жительница.
По словам Дмитрия Процкого, вопрос заключается в том, что кто заказывает маршрут, тот и определяет его порядок работы: регулируемый или нерегулируемый тариф. Если принят регулируемый тариф — кто заказывает, тот и платит. "Город принял решение — в Петербурге по заказу города будет работать только регулируемый тариф", — пояснил Процкий, предложив управлению по транспорту Ленобласти от своего имени открыть маршрут по нерегулируемому тарифу, если они считают, что их гражданам он нужен.

Область не согласна

В правительстве Ленобласти "ДП" рассказали, что отмена автобусных маршрутов, соединяющих город и область, может произойти только после согласования такого шага одновременно городской и областной администрациями. На сей счет есть соответствующее соглашение между двумя губернаторами. 47–й регион крайне не заинтересован в такой инициативе городских коллег и своего согласия не давал.
О существовании соглашения 24 сентября на встрече с депутатами ЗакСа Ленобласти напомнил и губернатор Александр Дрозденко. Он призвал областное управление по транспорту и заместителя председателя правительства Михаила Москвина занять жесткую позицию по отношению к комитету по транспорту Петербурга. По мнению Дрозденко, именно от отдельных чиновников этого комитета исходит инициатива по отмене маршрута К–530.
Эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин отмечает, что помимо повода для социального напряжения отмена смежных межрегиональных маршрутов может привести в город дополнительный автотрафик и, соответственно, заторы.
"В Петербурге уже решили, что работа перевозчиков будет оплачиваться не от выручки, а по километрам. Это так называемый брутто–контракт, по такому принципу работают "транспортные союзы" в Европе. В этой схеме и наши два субъекта вполне могли бы договориться о разделении оплаты работы маршрутов между собой. Когда не нужно "делить пассажиров", все становится прозрачным. Аналогично можно было бы решить и с областными маршрутами, заходящими в город, а заодно перестать наконец делить "карточки" на свои и чужие", — прокомментировал "ДП" Валдин.
Такая схема могла бы существовать, сообщил чиновник транспортного блока Ленобласти, однако финансовые возможности области и города не равнозначны. Поэтому в областных лотах, разыгрываемых на конкурсах, убыточные маршруты соседствуют с прибыльными.