Вылет на оперативный рынок. В Петербурге запускают сервис по ускоренному выкупу квартир

Автор фото: Vostock-Photo

Группа "Самолет" и агентство "Этажи" запускают онлайн-сервис по ускоренному выкупу квартир.

Инвестиции в проект, получивший название "СКОР", составили 100 млн рублей. К концу 2020 года партнеры намерены занять 20% рынка быстрого выкупа жилья.
Российский рынок вторичной недвижимости оценивается в 20 трлн рублей. По данным ГК "Самолет", услуга быстрого выкупа займет около 10% рынка. Проект "СКОР" курирует подразделение "Самолета" на Северо–Западе. "Скоро каждая десятая операция на вторичном рынке жилья России будет осуществляться в сжатые сроки с помощью современных онлайн–платформ, и мы рассчитываем на 20% этого сегмента", — заявил "ДП" Андрей Останин, коммерческий директор компании "Самолет Северо–Запад".
Сейчас сервис в тестовом режиме запущен в Тюмени — родном регионе компании "Этажи". Активное развитие бизнеса в федеральных масштабах запланировано на 2020 год.
"Идея родилась на основе потребности клиентов в оперативной продаже недвижимости. Например, при встречной покупке или в тяжелых жизненных ситуациях. Из–за отсутствия эффективных инструментов оценки недвижимости на вторичном рынке покупатель страхуется и закладывает высокий дисконт на выкуп квартиры — 25%. Это грабительский процент, и мы увидели в этом возможность. Наш сервис предусматривает дисконт от 7 до 5%. Зарабатывать мы планируем за счет привлечения большого количества клиентов, за счет повышения капитализации купленных квартир, а также за счет использования готовой инфраструктуры агентства "Этажи", — говорит Андрей Останин.
"Аналогичный автомобильному трейд–ин давно практикуется на рынке. Из новшеств, которые предлагает альянс "Этажей" и "Самолета", — сроки выкупа, это 72 часа. Их можно выдержать, только продав впоследствии квартиру с большим дисконтом. Сейчас в среднем продажи идут со скидкой 5–10%. При срочной продаже дисконт, а значит потери продавца, может составить 20–25%", — говорит Владимир Гаврильчук, гендиректор АН "Адвекс".
Виктория Левина, начальник отдела продаж АО "ЮИТ Санкт–Петербург", считает, что создание IT–платформы само по себе вряд ли станет прорывом на рынке: "Это скорее еще один канал привлечения потенциальных продавцов вторички. Но полноценный трейд–ин при покупке новой квартиры — это многообещающее направление, так как в некоторых сегментах почти половина потенциальных покупателей должна сначала что–то продать, чтобы что–то купить".
"Это рабочая и цивилизованная схема, которая позволит сделать процесс продажи вторичной недвижимости управляемым. Например, у платформы OpenDoor в США есть своя база, которая позволяет реализовать выкупленное у собственников жилье с какой–то премией, потому что комиссия закладывается в бюджет. Это само по себе делает бизнес достаточно выгодным. Если "Этажи" планируют стать неким аналогом или размещать выкупленные квартиры на своей платформе, то многое будет зависеть от эффективности этой платформы и продвижения ее в интернете. Для "Самолета" это сотрудничество может также стать удобной схемой получения потока клиентов, которые хотят перевложиться в новые проекты группы", — рассуждает Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости Colliers International.
"Если сравнивать вторичный рынок США и российский, то они очень сильно различаются между собой, — добавляет Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости группы "ЦДС". — Там выработаны четкие критерии оценки недвижимости, у продавца не возникает сомнений в корректности цены, обозначенной риелтором. У нас же 95% продавцов считают, что их квартира стоит дороже, чем ее оценивает специалист. В связи с этим все системы, которые появляются на нашем рынке, просто упрощают процесс продажи и делают его более удобным, но вряд ли смогут повлиять на структуру рынка".
В том, что структуру вторичного рынка глобально не смогут изменить никакие цифровые платформы, уверена и Анжелика Альшаева, генеральный директор агентства недвижимости ГК "КВС". "Большинство сделок на вторичке достаточно сложные, и исключительно интернет–продажи здесь не организовать. Каждая вторая сделка — с цепочками, семьи с детьми, вопросы службы опеки, жилкомитета, сделки с субсидиями, соцвыплатами, залоговые квартиры, за которые еще не до конца выплачена ипотека. Если и можно организовать сделки на вторичном рынке с точки зрения IТ–платформы, то это должны быть идеальные истории, без обременений и т. д. В ГК "КВС", к примеру, полноценный интернет–магазин работает по направлению первичной недвижимости. Оно более понятно, унифицировано и безопасно юридически. Клиент может сам, не приезжая в офис, выбрать квартиру, подписать все документы и направить договор на регистрацию", — говорит эксперт.
"Я неоднократно наблюдал попытки девелоперских компаний внедрить услугу зачета либо выкупа вторичных квартир при покупке первичной недвижимости, и она ни разу не прижилась. Во–первых, для девелоперской компании это непрофильный бизнес, который не оправдывает себя. Во–вторых, как и при выкупе машин по трейд–ин в салоне, в этих случаях цена всегда назначается ниже рыночной. Я не верю, что даже IT–платформа сможет дать максимально выгодную цену собственнику квартиры на вторичке", — резюмирует Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank St Petersburg.