Нет больше в мире конторы Кука

 

В Англии обанкротилась контора Томаса Кука, туром которой путешествовал в Ленинград бывший министр мистер Твистер и которая считается первым в мире туроператором.
У Петербурга должен быть свой зуб на массовый туризм. Появившись, он чуть не поставил крест на маленьких курортах вокруг города. Сестрорецкий курорт, опасаются градозащитники, могут застроить апартаментами. Или вот Иматра. В лучшие времена из Петербурга в этот город отправлялось больше 10 поездов в день, а сейчас туда организуют разве что шоп–туры на автобусах. Зачем нужно ехать в Сестрорецк и Иматру, когда можно сесть в самолет и оказаться у теплого моря?
Что поездки all inclusive в стиле Кука — не для советского человека, понимал не только автор "Мистера Твистера" Самуил Маршак. "Прошли времена бесцельных либо в лучшем случае образовательных путешествий, нет больше места аполитичному бродяжничанью", — провозглашал известный в среде краеведов путеводитель "На лыжах по окрестностям Ленинграда" (ОГИЗ "Физкультура и туризм", 1932). Книга словно зовет на баррикады: "Пролетарский туризм выдвигается на передовые позиции нашего революционного фронта, разя своим главным орудием — показом пятилетки в действии, смычкой города с деревней, смычкой пролетариата разных концов СССР".
Похожие мысли и ныне витают в воздухе: советская власть разбудила Ростуризм. "Необходимость пляжа и моря — это во многом навязанный стереотип последних лет, который мы уже воспринимаем как собственное мнение. Наши предки, даже обеспеченные, не ездили массово на заграничные моря", — говорил экс–глава ведомства Олег Сафонов.
Контора Кука тоже начиналась за здравие: он организовывал путешествия для членов общества трезвости. Но теперь все кончилось за упокой — банальным банкротством. Затронуты оказались сотни тысяч человек, которых нужно возвращать на родину. Купят ли они еще когда–нибудь путевку? Массовый туризм, который когда–то победил самостоятельные путешествия, как будто бы оказался побежден сам — с появлением всевозможных сайтов бронирования и лоукостеров.
В общем, то, о чем так долго говорили большевики, свершилось. Может, и окрестности Ленинграда снова войдут в моду.