Железобетонный замес. Ажиотаж накануне перехода на эскроу–счета увеличил спрос на ЖБИ

Автор фото: Сергей Ермохин

Но не надолго.

Стремление девелоперов достроить объекты по старым правилам должно было бы подстегнуть рост рынка стройматериалов. Но рывка не произошло. Более того, подразделение "Группы ЛСР" "Стеновые" закончило 2018 год с убытком 0,9 млрд рублей, "Бетонекс" — 12,9 млн рублей. С прибылью 110,7 млн рублей завершил прошлый год "СиБ–Центр" (при выручке 1,3 млрд рублей). В небольшом плюсе и "Лидер пром" — 16,6 млн рублей (выручка — 1 млрд рублей).

Диктатура, но чья?

Как объясняют участники рынка, убытки обусловлены двумя факторами: профицитом мощностей и диктатом застройщиков, которые активно сбивали цены на падающем рынке. "Рынок ЖБИ стал рынком покупателя, с низкими ценами и нестабильной загрузкой предприятий. Кроме того, панель по ценам сверху поджимает монолит, который производится из тех же материалов. С учетом того, что на рынке товарного бетона еще больший переизбыток мощностей, чем на рынке ЖБИ, покупатели зачастую не просто злоупотребляют выбором, а возводят это в ранг своей постоянной политики", — рассказывает Виталий Калашник, маркетолог Гатчинского ССК.
Однако накануне вступления в силу поправок в 214–ФЗ застройщикам понадобилось резко увеличить объем стройки, причем не оглядываясь на текущие доходы от продаж жилья. Объяснимое желание застройщиков освоить все полученные разрешения на строительство без их перевода на более затратную схему с использованием эскроу–счетов обернулось во втором полугодии 2018 года увеличением объемов производства и ростом цен на стройматериалы.
С начала текущего года, по данным СМПРО, производство ЖБИ в РФ выросло на 6,1% к аналогичному периоду 2018–го, до 9,634 тыс. м3. Наибольший рост средней цены, на 17,2%, эксперты отметили в сегменте сборных железобетонных конструкций стен и перегородок — 12,4 тыс. рублей за 1 м3. Снижение цены отмечено у конструкций каркаса зданий и сборных сооружений — на 8,9%, до 12,7 тыс. рублей за 1 м3. Лидируют по объемам производства ЖБИ Москва, Челябинская и Московская области. Правда, большинство экспертов рынка уверено, что тренд этот временный и уже после 1 октября, когда шансов на достройку по старым правилам не останется, рынок отыграет назад.
Впрочем, петербургские игроки железобетонного сектора стройиндустрии не ощутили заметного роста цен. Более того, они говорят, что цены отдельных контрактов сегодня могут быть даже ниже прошлогоднего уровня, так как некоторые поставщики идут на снижение, чтобы загрузить мощности.

Устаревшие мощности

"Убытки могут быть связаны с низкой маржей в производственном бизнесе. Что в свою очередь приводит к экономии на менеджменте и амортизации основных фондов. Уровень качества менеджмента определяет очередность выхода компаний с рынка, а экономия на ремонтах и амортизации — к падению качества продукции", — считает Вячеслав Засухин, директор по развитию ООО "Ладожский строительный трест". Сейчас, по оценке экспертов, обновление фондов требуется уже 50% мощностей ЖБИ. Через 3 года это будет 65%. "Положение дел изменится после перехода большинства строительных объектов на проектное финансирование, когда застройщики будут жертвовать большей частью маржи ради быстрого завершения проектов. К тому времени возникнет дефицит на рынке строительных материалов из–за недостатка мощностей, и цена на стройматериалы вырастет, что сделает отрасль более привлекательной для инвестирования. Только к тому времени стройиндустрия сконцентрируется за счет смены собственников, и сюда уже придут крупные акулы мирового капитала", — прогнозирует эксперт.
Еще две причины ухудшения ситуации в отрасли назвал Юрий Александров, заместитель директора департамента управления строительством строительно–инвестиционного холдинга AAG: "Объем продаж и выручка падают (до 40%), цена на изделия не растет из–за конкуренции и низкой платежеспособности, себестоимость падает. При этом возможности финансовой, производственной и логистической оптимизации исчерпаны".
Плохие финансовые результаты — это совокупность самых разных факторов, полагает директор по развитию компании "Л1" Надежда Калашникова: "Возможно, это плохой менеджмент. Возможно, избавление от низкомаржинальных видов бизнеса, его диверсификация и концентрация на более выгодных направлениях. Кроме того, идет укрупнение бизнеса, мы видим это на примере последних сделок "Группы ЛСР". Другой очевидный тренд — рост бюджетной составляющей того, что мы еще пока называем рынком. Цены на бетон за последний год выросли незначительно — на 5–7%, и то в основном за счет топливной составляющей. Показательными и по росту цен, и по состоянию рынка стройматериалов в целом будут следующие 1,5–2 года".

Реакция ЖБИ

В нынешнем году произошло несколько важных сделок на рынке ЖБИ. Компания из Барнаула "ИСК Союз" приобрела завод ЖБИ "Перспектива" во Всеволожском районе. Аналитики не исключают, что актив планируется развивать с участием компании "Петрострой", которая переделывает проект нового комплекса в Мурино. Также "Цемцентр "Обводный" начал банкротить одного из крупнейших в городе производителей ЖБИ "Финнград" ("Бетсет"). АО "Финнград" построено в 2012–м с мощностью 500 тыс. м2 жилья в год.
ГК "Эталон" приостановила работу своего завода ЖБИ на территории промзоны Парнас. По информации "ДП", производственная площадка сдана в аренду компании "Бетиз" бывших акционеров ЛСР братьев Ведерниковых за 3 млн рублей в месяц. По предварительным подсчетам аналитиков, подобная сделка позволит "Бетизу" увеличить годовую выручку вдвое. Компания "УНИСТО Петросталь" пытается продать свой завод за 350 млн рублей.
Еще несколько лет назад практически все крупнейшие девелоперы стремились развивать собственные производственные мощности. "ЛСР, ГК "ПИК" и "Главстрой" инвестировали в развитие производства сотни миллионов долларов в год. Кроме того, многие игроки зашли на рынок девелопмента через генподряд и собственные комбинаты", — рассказывает Яков Волков, гендиректор ГК Active.
Наличие непрофильных активов, в том числе производственных предприятий, является отличительной особенностью российских девелоперов. На определенном этапе развития рынка это считалось конкурентным преимуществом, однако оно не соответствует духу девелоперской деятельности. Задача же девелопера заключается в том, чтобы выжать максимум из конкретного земельного участка. Собственные подрядные и производственные мощности имеют смысл, если девелопер планирует свою производственную программу на 3–5 лет вперед, а годовой объем сдачи превышает 200–250 тыс. м2 жилья. Существенные инвестиции в собственные производства, например строительных материалов или оборудования, оправданны, если ежегодный объем ввода превышает 1 млн м2.
При этом компания может в текущей конъюнктуре рынка использовать панельную технологию, а завтра предпочтения покупателей изменятся и надо будет возвести монолитный дом, а потом создать проект бизнес–класса из кирпича.
Крупные строительные компании осуществляют закупку с использованием конкурсных процедур, то есть стремятся к минимальной цене: жесткая ценовая конкуренция — это характерная черта для рынка ЖБИ. С другой стороны, поставщики сырья и материалов постоянно и постепенно цены повышают. Цемент с прошлого года подорожал, в сезон существенно дорожает металл, цены на песок и щебень тоже на месте не стоят. Получаются тиски — цену реализации готовой продукции поднять производитель не может: строители выбирают самый дешевый вариант. Снизу давит цена на материалы. То есть производитель вынужден балансировать на грани рентабельности — обеспечить текущую деятельность оборудования, выплатить зарплату и налоги. На модернизацию и закупку оборудования запаса не остается. Ситуация усугубляется отсрочками, с которыми фактически работает большинство строительных компаний, — от момента отгрузки продукции на стройку до поступления средств на расчетный счет изготовителя проходит не одна неделя (на практике отсрочка достигает 30–60 дней с учетом срыва сроков оплаты). В такой ситуации о существенной прибыли речи не идет.
Ильдар Кутыев
директор по развитию ООО «ДСК»