Демпинг для сервисов и трехглазый iPhone. Чем удивила Apple на презентации в Купертино

Автор фото: DPA/Vostock-Photo
Тим Кук в Театре Стива Джобса в ходе презентации новой продукции Apple.

Apple презентовала три новых смартфона: "дешевый" iPhone 11 и "трехглазые" iPhone 11 Pro Max, а также игровой подписной сервис Arcade и обновленные часы с iPad. Сенсацией новые смартфоны не стали, но подтвердили новый курс "яблочной" корпорации — стабильный доход от развития экосистемы за счет носимых устройств и сервисов (игры и видео). Ретейлеры в России ожидают спрос на все новинки Apple и подешевевшие смартфоны прошлых серий, к тому же сервисы компании обойдутся россиянам дешевле, чем американцам.

Apple на традиционной осенней презентации представила в штаб-квартире компании в Купертино обновленные часы Watch Series 5 и операционную систему для них, новую линейку смартфонов (iPhone 11 и старшие версии iPhone 11 Pro, iPhone 11 Pro Max с тремя камерами), седьмое поколение доступного планшета iPad, а также игровой сервис Arcade и новые условия подписки на Apple TV+. Компания впервые вела трансляцию мероприятия на своем официальном сайте.
Появление iPhone с тремя камерами инсайдеры анонсировали еще полгода назад, все технические характеристики смартфонов стали известны еще до презентации. Главное новшество в iPhone 11 Pro — камера с сверхширокоугольным объективом с охватом 120 градусов, что вкупе с новыми функциями и производительным чипом A13 Bionic делает его специализированным гаджетом для съемок фото и фильмов. Обновленные часы отметились негаснущим дисплеем, iPad — большим экраном и доступной ценой. Не дождались на презентации поддержки стилуса и реверсивной зарядки по аналогии с Samsung (заряжать Airpods от iPhone), нового MacBook Pro, анонса Mac Pro.
Главной сенсацией стала демонстрация сервисов. Apple впервые на своих презентациях заявила о самом дешевом продукте на рынке — корпорация предложила подписку на онлайн-кинотеатр TV+, потенциального конкурента Netflix, за $4,99 в месяц, столько же стоит и доступ к новому игровому сервису Arcade с эксклюзивным контентом. Таким образом, Apple подтвердила свое намерение сохранить лидирующее положение на рынке, но не за счет монопродукта, традиционного дохода с продаж iPhone (смартфоны приносят компании уже меньше половины выручки), а благодаря развитию своей экосистемы, подписных сервисов в первую очередь. Инвесторы ответили со сдержанным оптимизмом: акции Apple на NASDAQ 11 сентября выросли на 2,5%.
Россия попала в первую волну продаж новых iPhone. Ретейлеры и участники рынка ожидают умеренный спрос на новинки, без ажиотажных очередей и провальных продаж. Станут востребованы и модели прошлых поколений, цены на которые традиционно снизятся. Кроме того, осенью в России станут доступны сервисы Apple TV+ и Arcade за 200 рублей в месяц, а при покупке новых гаджетов компания предоставит бесплатный доступ к Apple TV+ на год. Однако в этом случае Apple не стоит рассчитывать на свою новую бизнес-модель: онлайн-кинотеатр даже с низкой ценой выходит на местный рынок, где конкуренцию ему составят десятки платформ.

Камерофон, негаснущие часы и большой планшет

Apple на презентации представила три новых модели смартфонов: iPhone 11 (придет на смену iPhone XR, внешне от него неотличим), iPhone 11 Pro (на смену iPhone XS) и iPhone 11 Pro Max (на смену XS Max), два последних получили тройные камеры (телеобъектив, обычная камера и ультраширокая камера). Выступающий модуль с датчиками и стал единственным отличием нового поколения от iPhone X. Новые iPhone поступят в продажу 20 сентября, предзаказ в России доступен с 18 сентября.
Новинки, как обещает Apple, получили более "выносливые" аккумуляторы. IPhone 11 работает на 1 час больше, чем XR. iPhone 11 Pro — на 4 часа больше, чем XS. iPhone 11 Pro Max — на 5 часов больше, чем XS Max. Два последних также получили адаптер для быстрой зарядки на 18 Вт с разъемом USB-C, который будет работать с проводом USB-C-Lightning. Таким образом, iPhone и MacBook одного поколения можно будет подключить друг к другу. Все модели получили новый чип A13 Bionic, который, как традиционно заявили в Apple, станет самым быстрым процессором на рынке смартфонов.
iPhone 11, как и его предшественник iPhone XR, оснащен 6,1-дюймовым IPS-экраном Liquid Retina. Новшеством стала вторая камера с матрицей 12 мегапикселей для широкоугольной съемки, режим Night Mode для съемки в темных помещениях или ночью, двукратный оптический зум и съемка в 4К со скоростью 60 кадров в секунду. Также новая модель сможет записывать слоу-мо с фронтальной камеры. iPhone 11 представлен в шести цветах — лавандовом, зеленом, черном, белом, желтом и красном. Его стоимость в России составит от 59990 рублей.
iPhone 11 Pro и Pro Max получили новый OLED-экран — Super Retina XDR. Кроме того, в флагманские модели добавили третью камеру с телеобъективом, а также функцию Deep Fusion — она будет делать девять снимков одновременно и с помощью нейросетей объединит их в один с максимальной детализацией. Кроме того, пользователь сможет менять режимы съемки во время создания видео, в том числе переключаться на широкоугольную камеру. В Pro-моделях также появятся усовершенствованные функции редактирования видео, включая возможность корректировать световой и цветовой баланс. Фронтальная камера получила функцию замедленной съемки и широкоугольный объектив, позволяющий Face ID распознавать лицо, в том числе если телефон лежит на столе. Стоимость iPhone 11 Pro и iPhone 11 Pro Max в России начинается от 89990 и 99990 соответственно.
Новое поколение смартфонов, а по сути, очередное обновление iPhone X, не получило ожидаемых фанатами полезных изменений, успешно внедряемых конкурентами. Так, Apple по-прежнему предлагает старшие версии iPhone без накопителя 128 Гб, в то время как Xioami, Honor и OnePlus предлагают смартфоны c 256 Гбайт втрое или вчетверо дешевле iPhone. Не стали в Купертино внедрять поддержку мобильных сетей 5G (Samsung и Huawei), ToF-датчика для приложений с дополненной реальностью, сканера отпечатков пальцев в экране, разъема USB-C, экрана с повышенной частотой развертки и дешевого аналога iPhone SE.
Apple также представила седьмое поколение iPad с увеличенным экраном диагональю 10,2 дюйма (вместо 9,7 дюймов). У планшета появилась система Smart Connector, которая позволит подключать полноразмерную клавиатуру. Apple выпустила для iPad собственную операционную систему iPadOS, которая должна увеличить производительность устройства. В России обновленный Apple iPad доступен для предзаказа с 11 сентября, а в продаже он появится 30 сентября по цене от 28 тыс. рублей за версию Wi-Fi и от 39 тыс. рублей за модель с LTE. Новый iPad стал, таким образом, самым доступным в линейке — iPad mini стоит минимум 33 тыс. рублей.
Умные часы Apple Watch Series 5 впервые получат экран Always-On Retina, который не будет гаснуть, когда устройство не используется — пользователь сможет всегда посмотреть на нем время. Для снижения энергопотребления яркость экрана уменьшается до минимальных значений, и попутно с 60 до 1 Гц снижается частота обновления дисплея. В Apple обещают, что часы могут проработать до 18 часов на одном заряде. Кроме того, в умных часах появится новый функционал для контроля за здоровьем — отслеживание сна. В часах обновились технологии геолокации, включая встроенный компас, который получил одноименное усовершенствованное приложение. Series 5 будут продаваться в алюминиевом, стальном, титановом и керамическом корпусах. В России Watch Series 5 будут доступны лишь в версии с GPS по цене 33 тыс. рублей.

Apple больше не iPhone

Презентация iPhone по традиции стала самой ожидаемой частью выступления главы Apple Тима Кука, однако не меньшего внимания заслуживает анонс двух подписных сервисов "яблочной" корпорации, которые, как ожидаются, позволят привлечь армию новых пользователей в экосистему компании и спасти ее от падения продаж смартфонов. Речь идет об игровом сервисе Arcade, о котором Apple впервые заговорила весной 2019 года, его запустят 19 сентября, а также видеосервисе TV+, масштабный запуск которого во всем мире ожидается с 1 ноября.
В рамках проекта Arcade владельцам устройств Apple (Phone, iPad, iPod touch, Mac и Apple TV) будут доступны эксклюзивные игры, разработанные исключительно для Arcade, оптимизированные для гаджетов Apple и недоступные на устройствах других брендов. Каталог Apple Arcade будет включать более 100 игр. При этом цена подписки будет составлять $4,99 (в России — 199 рублей), что в среднем дешевле, чем у конкурентов (PlayStation Plus).
Столько же Apple предлагает платить в месяц пользователям стриминга TV+ — для американского рынка онлайн-кинотеатров это абсолютный рекорд. Для сравнения, Netflix доступен за $12,99, а Hulu — за $11,99. Каким будет каталог видеосервиса, пока неизвестно, Apple обещает уникальный контент, недоступный на других стриминговых сервисах. В частности, на презентации демонстрировался трейлер сериала See, главную роль в котором исполняет Джейсон Момоа, известный по роли в фильме "Аквамен" и сериалу "Игра престолов".
Apple, таким образом, продолжает монетезировать контент в своей экосистеме, отчаянно демпингуя в надежде привлечь новых пользователей. При этом преданный поклонник "яблочной" корпорации продолжает приносить доход и с других обновляемых направлений — стриминг Music, агрегатор News+, облако iCloud. За последний квартал сервисы принесли ей $11,46 млрд. Растет доход и с направления носимых устройств, он уже достиг $16 млрд в год. Если они продолжат расти на 55-60% в год, часы и наушники обгонят объединенный бизнес iPad и Mac к концу 2020 года и станут третьей по величине продуктовой категорией после iPhone и сервисов.
Между тем iPhone принесли Apple в III квартале 2019 года $25,9 млрд — это меньше половины от общей квартальной выручки, которая выросла только на 1,02%, до $53,8 млрд. Продажи смартфонов принесли компании меньше половины выручки за квартал впервые с 2012 года. Доля Apple на рынке сократилась до 10,5%. Тогда как доля рынка основных конкурентов во II квартале росла: у Samsung — до 20,4%, у Huawei — до 15,8%, у Xiaomi — до 9%.
При этом все остальные сегменты показали рост. И если продажи iMac и iPad увеличились на 11%, до $5,8 млрд, и на 8%, до $5 млрд, соответственно, то объемы остальных устройств (они отнесены в категорию носимых устройств, устройств для дома и аксессуаров) выросли на 48%, до $5,5 млрд. Apple также удалось увеличить продажи своих сервисов на 13%, до $11,5 млрд. "Пользователей iPhone становится все сложнее заставить покупать новые устройства, а компания пытается увеличивать выручку от сервисов", — отмечал ранее старший директор по исследованиям Gartner Аншул Гупта.
"Экосистема Apple — это громадные деньги, которые пользователи платят за услуги и сервисы. Разумеется, Apple будет делать все возможное, чтобы создать закрытую экосистему, от которой пользователям будет просто неудобно отказываться. Они не пытаются отодвинуть iPhone и сделать сервисы главным продуктом, они продвигают их одновременно, для максимальной эффективности продаж по всем направлениям", — уверен глава аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков.
В России экспансия сервисов Apple может остаться незамеченной даже с условием сохранения такой низкой цены на подписки (199 рублей). Как отмечается в отчете Telecom Daily, отечественный рынок видеосервисов ускорил рост на 44,3%, до 10,6 млрд рублей, в условиях ожесточенной конкуренции. Группа некогда популярных онлайн-кинотеатров сокращает рыночные доли: Tvigle (с 2% до 1,4%), TVZavr (с 4% до 3,3%), RuTube (с 5% до 4,4%), "Ростелеком" (с 8% до 6,7%) и Megogo (с 8,6% до 7%), а лидеры наращивают присутствие: ivi c 24% до 26,4%, Okko — с 13% до 14,2%.
"Apple последовательно продвигает свою экосистему, сказать, что на этой презентации заявлено что-то новое, нельзя. Да, на видеосервисе они демпингуют, это стандартная стратегия. Но как они будут держать эту цену на конкурентном рынке, пока непонятно, вероятно, за счет совокупности всех подписок. Они тестируют новые направления для сохранения прибыли, но iPhone все же остается пока главным продуктом", — считает глава агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин.

Иначе в России

На российском рынке смартфоны Apple по-прежнему остаются популярными и вряд ли в обозримом будущем сервисы корпорации станут более востребованы и прибыльны, чем гаджеты. В денежном выражении в первом полугодии 2019 года лидировал Samsung, занимая 30% российского рынка. На втором месте была Apple с 29,5% рынка, на бренды Huawei и Honor приходилось 26,4%. При этом, по оценкам участников рынка, в штучном выражении Apple занимала 9,7% рынка, тогда как Samsung — 29%, а Honor — 23,5%.
Интерес к новинкам со стороны пользователей Apple традиционно высокий, подчеркивают в пресс-службе "Билайна". Годом ранее новинки от Apple были весьма востребованы, спрос на них в первые часы продаж на 30% превысил показатели предыдущей юбилейной модели, напоминают в "М.видео-Эльдорадо".
"В этом году мы также ожидаем высокий интерес к новым смартфонам Apple. В целом по рынку бренд входит в тройку ключевых игроков в продажах в деньгах. Самой востребованной моделью в 2019 году как на рынке, так и в сетях "М.видео" и "Эльдорадо" стал iPhone XR", — уточнила представитель ретейлера.
"В целом можно констатировать, что снижение цены и сохранение высокого качества товара с учетом позитивного имиджа бренда всегда хорошо сказывается на продажах. Зная приверженность миллионов людей продукции Apple, а также с учетом выверенной маркетинговой политики компании, можно прогнозировать высокий спрос на все модели этого производителя", — подтверждают в Tele2. Представитель оператора отмечает, что смартфоны Apple продаются в салонах Tele2 и входят в топ-10 самых популярных гаджетов среди абонентов Tele2 в Петербурге и Ленобласти, в сети оператора больше всего iPhone 7, 6S, SE, 6 и 5S.
"Взлета продаж у Apple, скорее всего, не будет: они останутся на прежнем уровне. При этом новые продукты будут востребованы и среди лояльной аудитории, и привлекут новых покупателей. Последние iPhone дешевле, чем самые топовые модели Samsung, например. Также выстрелят модели XR, потому что они подешевели официально и теперь цена стала привлекательнее для клиентов, неплохо будут покупать восьмерки и планшеты предыдущих поколений, которые еще остались в продаже по выгодной цене", — прогнозирует Роман Варивода, руководитель продуктовой линии "Телеком" "Юлмарта".
Причинами популярности iPhone в России аналитики называют прежде всего силу бренда, приверженцы которого готовы покупать как устаревшие модели, так и новинки, если говорить о состоятельной аудитории. "Армия приверженцев Apple продажи сделает, хоть и будет сокращение в объемах. Сейчас уже не будет ажиотажной предпродажной подготовки, параноидального ожидания новинок и гигантских очередей — и в Apple это понимают. Они просто рассчитывают на обновление устаревшего парка смартфонов у своих пользователей, обладателей шестого-восьмого поколения, за счет сохранения прежней цены или ее снижения на самую доступную модель", — считает глава "Рустелекома".
"У Apple выходит скучная модель iPhone без инноваций со страшненькой камерой, но их смартфоны продаются и будут продаваться. При этом Apple не обладает таким широчайшим ассортиментом, как у китайских конкурентов или Samsung с новым модельным рядом на десятки смартфонов. Но Apple, по крайней мере в России, по-прежнему занимает существенную долю рынка, и я не вижу предпосылок к тому, что она будет снижаться", — подтверждает Денис Кусков.
"После запуска новой модели в течение 2-3 месяцев идет значительный рост доли компании на рынке России, причем не только новинок, но и старых моделей, цена которых резко понижается. Люди покупают восьмерку и десятку. При этом мало кому из вендоров удается повторить успех iPhone SE, который спустя 5-6 лет по-прежнему популярен в России — устаревший технически и визуально", — добавляет глава Telecom Daily.