Тренд на накопление. Почему люди боятся тратить то немногое, что им удается заработать

По данным ВЦИОМ, 66% опрошенных россиян в нынешней экономической ситуации предпочитают не тратить, а накапливать сбережения. Чуть больше половины (55%) считают, что сейчас плохое время для крупных покупок. 47% заявили, что деньги лучше хранить в банке, еще 32% — что если они там лежат, сегодня самое время их оттуда забрать. Опрос проводился в конце августа текущего года среди 1,6 тыс. совершеннолетних.
В начале года Росстат подсчитал, что реальные доходы жителей страны падают 5–й год подряд. С 2013 года они сократились на 8,3%, за первое полугодие текущего года — еще на 1,3%. В августе Минэкономразвития снизило оценку роста реальных доходов россиян в 2019 году в 10 раз — с 1 до 0,1%. Банк России в минувшую пятницу снизил прогноз по инфляции по итогам года до 4–4,5%. За общими цифрами скрывается судьба маленького человека: нехватка денег ведет к семейным спорам, росту закредитованности и чаще всего — к разводам.
Измерение настроений жителей страны дело неблагодарное. Далеко не каждая ячейка общества внутри себя достигает согласия, как следует тратить семейный бюджет. И 1,6 тыс. опрошенных не могут говорить за 144 млн жителей страны. Отсюда результаты опроса можно подвергнуть остракизму: выборка респондентов не та, вопросы с ответами не те. Впрочем, общая тональность результатов красиво ложится в логику анонсированного перехода на четырехдневную рабочую неделю. Зачем современной экономике производить товары, если жители страны не готовы их покупать?
С другой стороны, любой опрос для того и проводится, чтобы получить среднестатистические выводы. Люди стали бояться тратить то немногое, что им удается заработать. Треть населения не доверяет банкам, а крупными покупками вместо прежних квартир и автомобилей сегодня считаются банальные расходы семьи на отпуск. Получается, что сформировавшийся накопительный тренд скоро опять приведет к спросу на наличную валюту, снижению объемов производства, сокращению среднего чека в магазинах и переводу денежной массы из экономики под матрасы. Кажется, не так давно мы подобное уже проходили.