Не только для хипстеров. Общественные территории начинают помогать в привлечении в город туристов

Автор фото: Vostock-Photo
Свободный доступ к этим пространствам и их мощные развлекательная, образовательная и культурная составляющие постепенно выводят эти пространства на уровень не только "внутреннего потребления" горожанами. Туристы не отстают.

Классика в новом формате

Вы входите в "Пассаж", один из самых старых, респектабельных и аристократичных торговых центров России, и в центральной галерее внезапно видите выставку известного своей провокационностью художника Андрея Бартенева. Китчевые фигуры инопланетян кажутся пришельцами (во всех смыслах) на фоне классически изысканного променада, но органически вписаны в пространство. Здесь же совсем недавно появились удобные скамейки с розетками для зарядки гаджетов, а соседней галерее — супермаркет и уютное кафе — уже не классическое, а современное урбанистическое. Что это — попытка найти новый формат под изменяющиеся вкусы публики? Да! Более того — это тренд: Петербург активно разживается свежими яркими креативными пространствами, успевшими стать заметной частью городской индустрии развлечений.
Что входит в понятие "общественное пространство"? Что объединяет "Новую Голландию", "Севкабель Порт", "Пассаж", форт Константин? Есть сходства. Территория целенаправленно развивается в рамках той или иной предметно проработанной концепции с четкой целевой аудиторией. Микс из мероприятий (от лекций до дискотек) и постоянно работающих магазинов, кафе, реже развлекательных центров. Свободный вход, иногда плата за посещение какого–то события, чаще — концертов. Современный дизайн. Аудитория — молодежь и социально активный средний возраст, ценящий комфорт, уют и креатив.
"Пассаж был построен по роскошному проекту в роскошном месте и рассчитан на пребывание в центре культурных событий. Сейчас мы восстанавливаем эту связь времен. Наша центральная галерея рассчитана на то, чтобы быть пространством для показов, выставок, концертов", — объясняет Дмитрий Абрамов, партнер Jensen Group, директор "Пассажа".
"Севкабель Порт" появился после того, как почти одноименный завод освободил 10 га и они превратились в "фабрику по производству культурных, социальных и коммерческих событий" с собственным причалом, морской набережной и зонами отдыха, рассказывает Александр Вознесенский, председатель совета директоров ГК "Севкабель". Форт Константин, взятый в аренду частным инвестором — АО "Третий парк", стал историко–культурным комплексом с приведенными в порядок старинными казематами, казармами, батареями, Музеем маячной службы, парком активного отдыха, плавучим отелем и кемперами. В Новой Голландии, куда порой выстраиваются очереди, можно посетить лекторий, концерты, посмотреть выставки или пройтись по торговой галерее.

Народу нравится

Современный формат организации городской среды востребован. Форт Константин посещают в среднем 2 тысячи человек в день, в дни мероприятий посещаемость "Пассажа" увеличивается на 30%, выставку Бартенева за почти 3 месяца посмотрело полмиллиона посетителей; через Новую Голландию с 2011 года прошло 6 миллионов человек, из них 2,5 миллиона в одном только 2018–м. "Ежегодно мы растем на 15–20%", — говорит Роксана Шатуновская, гендиректор проекта "Новая Голландия: культурная урбанизация". "Севкабель Порт" в месяц принимает 200–250 тысяч человек.
Отличные цифры для города, где огромное количество вариантов для свободного времени. Не говоря о том, что некоторые общественные пространства расположены не в центре Петербурга и даже не рядом с метро.
Несмотря на явную развлекательную и образовательную направленность, не для всех туристы значимый сегмент. "Прежде всего мы рассчитываем на жителей Петербурга: они обеспечивают нам потоки и посещаемость вне туристического сезона. Туристы, конечно, есть, но мы не делаем пока на них большую ставку, — говорит Роксана Шатуновская. В "Севкабель Порту" констатируют интерес со стороны гостей города, но не более: "Мы часто слышим иностранную речь, и в последнее время к нам часто обращаются международные туристические издания за информацией", — отмечает Александр Вознесенский.
В свою очередь, для форта Константин именно туристы — один из ключевых источников посещаемости. Четверть посетителей прибывают на прогулочном теплоходе "Рипербан", заходят и яхтсмены из соседних стран. В рамках событийного туризма, в частности фестивалей вейкбординга, воздушных змеев, современного и классического искусства, ретротехники, приезжают даже из–за границы, причем поток на регулярные мероприятия год от года растет. Для "Пассажа" как объекта в самом центре города туристы, безусловно, крайне важный сегмент, и культурная работа построена в том числе и с целью его заинтересовать.
Очевидно, что благодаря и событиям, и активному продвижению в социальных сетях креативные пространства уже стали одним из узнаваемых элементов туристической инфраструктуры Петербурга за его пределами и таким образом способствуют увеличению потока гостей. "Пространств будет все больше, они будут специализированы на той или иной теме, в целом отвечая на общественный запрос и стратегию развития города", — уверен Александр Вознесенский из ГК "Севкабель".