Риторика вместо регуляторики. О разногласиях Минэкономразвития и ЦБ

 

Вчера во Владивостоке на полях Восточного экономического форума глава МинэкономразвитияМаксим Орешкин дал развернутое интервью, посвященное в основном пузырю на рынке потребительского кредитования. Оно стало продолжением заочной полемики с Эльвирой Набиуллиной.
Председатель ЦБ считает, что люди идут за кредитами из–за того, что не растут их реальные доходы, а Орешкин — что из–за "хищничества" банкиров, которые, пользуясь непростой экономической ситуацией в стране, стремятся заработать на кредитной рознице как можно больше.
Но вчера министр экономического развития был в ударе и пошел дальше. По сути, он призвал банкиров к социальной ответственности.
"Банки должны работать со своим заемщиком. Не наживаться на нем, а работать для того, чтобы он имел умеренные долговые нагрузки, понимал свой кредитный профиль, и объяснять ему риски. Зачастую у нас банки просто сконцентрированы на том, чтобы продать тот или иной кредитный продукт человеку, не думая о том, что в жизни этого человека произойдет потом, какие для него будут последствия", — сказал Орешкин.
Проще говоря, он просит банкиров войти в положение и думать не только о прибыли. Он призывает их не надувать мыльный пузырь, а, напротив, способствовать сдутию, пусть даже и себе в убыток.
Наверное, подобные "советы" со стороны министра не выглядели бы так нелепо, если бы российский финансовый сектор не был таким специфичным. Доля государства и его "дочек" ("Газпрома", "Роснефти" и т. п.) в активах банковского сектора уже перешагнула планку 70%, а в top–10 остались лишь три по–настоящему частные кредитные организации — Альфа–Банк, Юникредитбанк и Росбанк.
А если почти вся банковская система у тебя под контролем, зачем читать ей нравоучения? Проще взять и приказать. Но приказывать банкирам вправе только одно ведомство — ЦБ. А с ним у Минэкономразвития разногласия. Поэтому–то мы и наблюдаем лишь риторику вместо главного инструмента власти — регуляторики.
Алексей Клепиков, редактор