Молодо-зелено. Петербургский рынок фудтеха продолжит рост на десятки процентов

Автор фото: vostock-photo

Петербургский фудтех за последние 4 года заметно расширился и пополнился целым пулом новых игроков. Тем не менее, как отмечают эксперты, ждать развития нишевых сегментов этого рынка, например, таких как сервисы по доставке продуктов здорового питания, не стоит. Причина — отсутствие в ближайшей перспективе роста доходов населения, а также развитый сегмент ресторанной доставки.

На этой неделе произошло два примечательных события петербургской фудтех-индустрии: выход на городской рынок московского сервиса доставки здорового питания Justfood, а также открытие завода в Ленинградской области от другого фудтех-сервиса здорового питания Grow Food. Игроки рынка отмечают, что тренд на здоровые и экологичные продукты — уже общепринятая тенденция.

Из Петербурга в Москву и наоборот

Московский сервис доставки правильного питания Justfood работает на рынке с 2015 года. Компания реализует доставку правильного питания на каждый день для спортсменов и тех, кто ведет активный образ жизни, по нескольким программам в меню. Доставка осуществляется по подписке в течение 1-4 недель (столько примерно длится одна диетологическая программа Justfood). Выручка компании в 2018 году составила 120 млн рублей, теперь она решила также опробовать петербургский рынок, тем более что эта ниша в городе мало кем занята.
"Рынок Петербурга, по нашей оценке, в 5 раз меньше рынка Москвы, но конкуренция здесь значительно ниже — примерно в 10 раз. В частности, в Петербурге практически нет компаний, готовых предлагать еду, приготовленную по научным рекомендациям за разумные деньги. Кроме того, сервис не дотягивает до столичного. Например, мы будем первые в городе, кто будет доставлять еду в часовой интервал", — отметили представители компании в разговоре с "ДП", отметив растущий в городе интереса к ЗОЖ и фитнес-культуре.
Сейчас в Москве работает около десятка аналогичных сервисов-конкурентов, среди них сервисы Just for you, Easy Meal, Eat and train, Smart Calories, Solo Food, BeFit, Juicy Food и тому подобные.
В Justfood считают, что этот сегмент фудтеха в Петербурге в перспективе ближайших 3 лет будет развиваться немного быстрее, чем в Москве, за счет прихода московских игроков и продвижения самого сегмента: "Сам же фудтех будет развиваться в сторону более нишевых историй и повышения сервиса. Например, пока слабо представлена доставка персонализированного меню", — добавили в компании.
Еще один фудтех-игрок, специализирующийся на здоровом питании, — Grow Food — наоборот, является изначально петербургским сервисом, который теперь имеет виды на Москву. Grow Food открыл собственный завод в Ленинградской области на 2,2 тыс. м2 с роботизированным производством, и, как сообщили "ДП" представители компании, подобный завод в ближайшей перспективе планируется открыть уже в Московской области на 10 тыс. м2.
Для фудтеха, который занимается доставкой продуктов и гораздо реже производством, наличие собственного завода — уже довольно необычное решение. В компании это объясняют желанием улучшения качества продукции: "Решение о постройке собственного завода было принято в марте 2018 года и уже через год мы его запустили. Мы запустили производство, потому что нам важно контролировать весь процесс: от получения продукта до передачи курьером коробки. Мы хотели минимизировать человеческие факторы и максимально автоматизировать все процессы. После запуска завода мы сократили количество жалоб в 3 раза, до 0,4% от общего количества заказов. Инновационное производство дает больше возможностей для расширения ассортимента и роста доли сервиса на рынке доставки", — рассказал сооснователь Grow Food Павел Паскарь.
В компании отметили, что завод представляет собой производство полного цикла, работающего 7 дней в неделю. На заводе с нуля производится продукция для доставки клиентам через сервис Grow Food. Продукция отныне также будет кастомизироваться под личные предпочтения клиентов, которые теперь сами смогут составлять свой рацион из разных блюд.
Сервис Grow Food был основан в 2015 году в Петербурге. В 2016 году компания привлекла 30 млн рублей от венчурного фонда AddVenture, а уже в 2017 году — $5 млн от того же фонда. Сегодня сервис предлагает несколько программ питания: для похудения, набора массы и линейку для ежедневного сбалансированного питания. В 2018 году оборот Grow Food составил 1,1 млрд рублей. В среднем компания осуществляет 30 доставок на одного пользователя в год.

Все конкурируют со всеми

Тем не менее генеральный директор InfolineИван Федяков обращает внимание, что сегмент готовых продуктовых наборов со здоровым питанием — нишевой сегмент, который ориентирован на целевую аудиторию с высокими доходами. Эту аудиторию волнуют вопросы здорового питания, и она готова скорее платить, чтобы сэкономить личное время: "В Петербурге эти сервисы не так активно развиты и не так популярны по сравнению с Москвой, и это можно связать с корреляцией по уровню доходов, потому что доходы в Петербурге ниже, и подобные сервисы для населения менее привлекательны. Но в Петербурге активно развивается фудтех как таковой, который состоит из различных небольших сегментов: службы доставок из магазинов и собственные интернет-магазины ретейлеров, а также активное развитие онлайн-игроков. Причем это настолько оживленный рынок, что буквально все конкурируют со всеми", — добавил аналитик.
Федяков считает, что рынок готовых продуктовых наборов с доставкой так и останется представлен лишь несколькими игроками: "Здесь много будет определяться уровнем доходов населения. И спрос на подобные сервисы в Петербурге вырастет только при благоприятных условиях для потребительского рынка. Но я, к сожалению, не вижу предпосылок для роста реальных доходов населения", — рассказал Иван Федяков, отметив, что изначально тренд на продуктовые наборы зародился в Петербурге. Так, "Партия Еды", а ныне сервис "Яндекс.Шеф" являлся петербургским стартапом.
В перспективе ближайшей пары лет Федяков прогнозирует, что сервисы здорового питания завоюют популярность у миллениалов, которые предпочитают быстроту и удобство. И внутри этой аудитории будет вестись достаточно серьезная конкуренция между сразу несколькими основными игроками.
Вот в чем действительно эксперт видит перспективу роста, так это в сегментах ресторанной доставки: "В Петербурге есть уникальная ситуация — у нас много качественных ресторанов. Поэтому мне кажется, что интенсивный рост ожидает именно сегмент различных доставок из ресторанов — причем как собственных услуг еды на вынос различных заведений, так и разных мобильных сервисов, таких как "Яндекс.Еда" и Delivery Club. Мне кажется, уже остались буквально единицы ресторанов, которые не готовят еду на вынос. На этом фоне сервисы готовых продуктовых наборов теряют свою актуальность. Сторонники здорового питания в Петербурге, мне кажется, в перспективе отдадут предпочтение ресторанам здоровой пищи, у которых есть доставка до двери", — заключил Федяков.
Григорий Кунис, основатель петербургского сервиса доставки товаров из гипермаркетов iGooods, оценил рынок доставки продуктов в Петербурге в 4-5 млрд рублей, а отдельный сегмент поставки продуктовых наборов и продуктов для готовки в 1,5-2 млрд рублей: "Петербургский рынок фудтеха в 4-5 раз меньше московского, и связано это прежде всего с тем, что самый крупный игрок на российском рынке — "Утконос"— начал развивать индустрию еще 18 лет назад, но в Москве. А в Петербурге индустрия появилась фактически только 4 года назад". По его мнению, петербургский рынок фудтеха продолжит расти на десятки процентов, причем рост будет интенсивнее, чем в Москве, в течение ближайших 2 лет, но в денежном выражении объемы роста все равно будут меньше.
Говоря о сервисах здоровой еды, Кунис при этом отметил, что среди потребителей в целом растет спрос на здоровые продукты и экологичность: "Это действительно тренд. Например, весьма высок спрос на товары из "ВкусВилла", которому уже удалось зарекомендовать себя в качестве своеобразного экобренда. Кроме того, среди наших клиентов часто поступают запросы на замену пластиковых пакетов, которые кажутся покупателям неэкологичными. Я предполагаю, что доля именно фудтеха, связанного с экологичностью и здоровьем, будет интенсивно расти", — заключил он.
По данным аналитической компании Nielsen, около 80% опрошенных российских потребителей отдают предпочтение товарам здорового питания. При этом только менее половины считают, что их потребностям в здоровой пище соответствуют текущее предложение ретейлеров. 37% потребителей стремятся похудеть, а 84% изменили свое питание в пользу более полезного. Аналитики сходятся в том, что можно сделать однозначный вывод, что экотовары завоевывают рынок FMCG.