Расходофобия. Почему сэкономленные средства бюджетов бессмысленно копятся на счетах

Автор фото: vostock–photo
Казна России сегодня просто в великолепном состоянии. Федеральный бюджет и бюджеты регионов сводятся с огромными и растущими профицитами. Профициты эти никуда не используются, а копятся органами власти. Ведь нет важнее дела, чем копить деньги, не правда ли?
Доходы федерального бюджета на 11% выше прошлого года. С внешней конъюнктурой откровенно повезло. Зачем на этом фоне еще и увеличивать налоги? И продолжать экономить, несмотря на получение сверхдоходов.
Процент исполнения сводной росписи расходов составил только 42,5% — за последние 10 лет ниже он был лишь однажды (в 2011 году). Обычно — выше. Исполнение бюджета — жесткое.
На чем бюджет экономил прежде всего? На капитальных вложениях. Они выполнены только на 27,5% (даже в прошлом году было 30,9%).
Как же так, а нацпроекты? А ускорение экономики?
Увы, внутренние бюрократические процедуры правительства не позволили вовремя получить все нужные согласования и подписи. В итоге их исполнение очевидно отстает от графика. Так и хочется спросить: Дмитрий Анатольевич, а где же ваша обещанная регулятивная гильотина?
Так что пока получается, что социальные обязательства бюджета выполняются в полном объеме, а вот затраты на развитие и ускорение экономического роста явно отстают. Бюджет на этапе исполнения вынужденно оказывается более социальным, чем при его принятии.
Все ждут роста госинвестиций во втором полугодии. Минэкономразвития — с надеждой на ускорение ВВП, а Центробанк — с опасением, что новые деньги могут разогнать инфляцию. Но совершенно не исключено, что старт нацпроектов отложится на более длительный срок — на будущий год.
Что мы имеем в итоге? Остатки на счетах органов власти всех уровней выросли за полгода на 24%. На 3,5 трлн рублей. А население? Ответ дает статистика ЦБ. Мы сложим депозиты и наличные деньги вне банковской системы. И получим прирост за полгода всего 0,4 трлн рублей. Или 1,1%. При инфляции (июнь 2019/декабрь 2018) 2,5%. То есть в реальном исчислении люди теряют свои активы.
Читатель может спросить: как же так, вот же, повысили пенсии неработающим пенсионерам!
Смотрим бюджет Пенсионного фонда. Расходы на выплату страховых пенсий в первом полугодии 2019 года выросли на 132,8 млрд рублей — на 4,2% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года (данные Счетной палаты с ссылкой на ПФР). А инфляция в первом полугодии 2019–го составила 5,1% (к тому же периоду 2018–го, Росстат). Сравним: 4,2% и 5,1%. Получается, выплаты отстали от инфляции. Под все эти разговоры о повышении пенсий.
Итого: люди беднеют, бюджет пухнет от денег. От никуда не используемых денег. Которые просто лежат на счетах без движения.
Зачем нужна такая абсурдная, на мой взгляд, экономическая политика? Почему в такой ситуации надо было повышать налоги, цены, тарифы, экономить на пенсиях?
Можно дать разные ответы на этот вопрос. Мнение автора таково: это просто паранойя. Наше начальство боится. Боится новых санкций. Падения цен на нефть. Мало ли чего еще. Логика самоизоляции разрушительна и ведет к тому, что государство "отжимает" все больше денег у бизнеса и населения в свою пользу и никуда эти деньги не использует, считая, что тем самым создает резервы, которые его от чего–то там страхуют. Но тем самым становясь причиной продолжающегося падения реальных доходов людей и вялого (или вообще отсутствующего) экономического роста.
Скрытые страхи начальства провоцируют повышенную жадность, которая губит экономику и уровень жизни людей.
И выхода из этой ситуации просто нет — пока высшие чиновники будут потакать своим страхам. Или пока не сменятся.