Друг познается в еде. Белорусские продукты на прилавках Петербурга

Автор фото: РИА Новости

В Петербурге сегодня работает более 100 магазинов белорусских товаров. Стереотип "давно знакомой и дешевой колбасы" должен был бы привлекать покупателей, но на деле их спрос снижается, а эксперты прогнозируют угасание этого рыночного сегмента. Визуально все торговые точки оформлены похоже — используют в оформлении флаги и национальные узоры Белоруссии. Но, как выяснил "ДП", единой сетью они тем не менее не являются.

По итогам исследования "ДП" пришел к выводу, что в этом многообразии нет единства.
Сегодня в городе работает три сети: "Белорусский дворик", "Белорусачка" и "Белорусский гостинец".Остальные точки принадлежат индивидуальным предпринимателям.
На сайтах магазинов и в их группах в соцсетях говорится о высоком качестве, сохранении традиций советских ГОСТов и экологичности производства (иногда слово в слово).
Этой же мысли придерживаются в местном отделении посольства Белоруссии: говорят, что магазины национальных товаров — частная инициатива, которая развивается благодаря "высокому качеству продукции и невысоким ценам".
"Бизнес есть бизнес. В Петербурге происходит хорошее взаимодействие с профильными структурами, которые позволяют нормально развиваться, открывать торговые точки", — пояснили дипломаты.
"Национальным" белорусским бизнесом в Петербурге занимается группа заинтересованных предпринимателей, говорит владелец сети магазинов "Белорусский дворик" Алексей Мозокин (владеет более чем 100 точками в Петербурге и Ленобласти). По его словам, найти в городе белорусскую продукцию несложно, но большого спроса на нее нет.
"Пик приходился на 2013–2016 годы. В 2014 году из Белоруссии поступало мало продукции, это было связано с внешней политикой. Тогда мы и решили создать свою торговую марку, чтобы не остаться без товара", — вспоминает Алексей Мозокин.
Другие участники рынка на условиях анонимности говорят, что на фоне международных протоколов о долгосрочном сотрудничестве у белорусских товаров нет преференций на российском рынке. Даже более того — белорусы не могут нормально возвращать налог на добавленную стоимость, и им приходится "становиться россиянами", то есть регистрировать компании здесь. Ведь других крупных рынков сбыта они найти не смогли.
Вместе с тем бизнес в формате небольших розничных магазинов у дома пока уверенно держится на плаву, поскольку тренд на белорусские товары совпадает со спросом на такие малые форматы торговли.
"Эта ниша востребована и была относительно свободна, и эти магазины успешно заполняют ее. Они существенно выигрывают у точек, где ассортиментный фокус направлен на табачные изделия и нелегальный алкоголь", — полагает гендиректор агентства "Infoline–Аналитика" Михаил Бурмистров. По его оценке, белорусская пищевая отрасль "экспортно ориентирована на Россию", и на ее долю приходится около 49% товарооборота республики.

Лучшие соседи

Традиционно на российский рынок привозят сезонные продукты из стран Средней Азии и Закавказья — фрукты и овощи. "Прибалтика мало что дает, несмотря на шпроты, — это почти невидимый объем", — отмечает аналитик ГК "Финам" Алексей Коренев. По его оценке, с Украиной объемы торговли "больше, чем могло бы показаться", особенно в сфере машино– и приборостроения, отлаженной еще с советских времен. Одно время также был очень популярен узбекский хлопок.
По данным ФТС России, в 2018 году товарооборот России с Белоруссией составил 33,99 млрд долларов США, увеличившись на 12,6% по сравнению с 2017 годом. "В России прекрасно расходятся, например, всевозможные белорусские котлеты из индейки. Одежда недорогая по сравнению с нашей и достаточно качественная. Понятно, что это нишевый продукт, но есть определенная категория покупателей, которые охотно ходят в магазины именно за ним", — говорит аналитик ГК "Финам" Алексей Коренев.
Продукты из Белоруссии есть и на полках сетевых гипермаркетов. В "Ленте" это молочная продукция, мясные консервы, консервированные помидоры и огурцы, а также жидкое мыло и даже кофе. "Спрос на белорусские товары стабилен", и часть товаров под собственной торговой маркой "Ленты" производят белорусские партнеры, сообщили в пресс–службе компании.
В магазинах "Народная 7Я семьЯ" (ТД "Интерторг") также отмечают "традиционно хороший спрос" на белорусские товары, особенно на такие продукты, как молоко и творог.
На полках торговой сети "Пятерочка" эти товары представлены в молочной продукции, сырах, сгущенке, кондитерских изделиях и алкогольных напитках.
"Несвижский завод детского питания производит для компании молочную продукцию под брендами "Сарафаново" и "Верховье", которые эксклюзивно представлены только в магазинах группы", — добавляют в пресс–службе компании X5 Retail Group. По оценкам группы, "доля других белорусских поставщиков в своих категориях не превышает 5%".

Знаменитые креветки

Под видом белорусских в Россию импортировали и санкционные товары.
"Проблема была даже не с креветками, больше с молочной продукцией, яблоками — тем, что Белоруссия сама производит и что тяжело идентифицировать.
Они ведь тоже эту продукцию поставляют, и понять, какая ее часть была белорусской, а какая — вывезенной из Польши или остальной Европы, было тяжело", — говорит Алексей Коренев.
Эта история получила шумную огласку в 2015–2016 годах, но период был достаточно коротким, отмечает эксперт.

Запрет Россельхоза

В числе запретов управления есть карантинная продукция, а также список комбинатов и производителей, чей ввоз продукции ограничен. Так, с 12 апреля 2019 года Россельхознадзор ввел ограничение на поставки яблок и груш в связи "с неустановленным фитосанитарным статусом и фальсифицированными фитосанитарными сертификатами". С 24 июля ограничения на яблоки сняли под гарантии ГУ "Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений" Белоруссии. До того российские эксперты посетили республику, где оценивали производственные мощности 51 предприятия по производству яблок, уточняли площадь садов, сортовой состав и урожайность, рассказали "ДП" в пресс–службе управления надзорного ведомства. Кроме того, с 4 апреля Россельхознадзор ввел ограничения на ввоз в Россию мяса говядины на кости и крупного рогатого скота со всех предприятий Белоруссии. Причиной стало "отсутствие официального статуса Международного эпизоотического бюро по губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота (бешенство коров)".
Белоруссия занимает 5–е место среди стран — торговых партнеров Санкт–Петербурга. Основная доля импорта — это продукты питания, а в структуре экспорта она приходится на минеральные продукты, говорит вице–президент СПб ТПП Екатерина Лебедева.
Именно за счет сырьевой группы в 2018 году экспорт вырос на 14%, до 1,6 млрд долларов США.

Придирчивый выбор

Петербуржцы в целом избалованы большим количеством разных продуктов, у нас огромное количество экспорта из других стран. Есть местные производители, которые обеспечивают и город, и другие регионы, объясняет доцент кафедры международных отношений на постсоветском пространстве СПбГУ Евгений Трещенков.
По его мнению, привязка республики к российским рынкам сбыта сформировалась еще в советский период, остальные варианты заняли другие государства, и в какой–то степени момент был упущен.
Белорусы пытались зайти на наш продуктовый рынок в виде различных совместных предприятий. Но проект "Белорусский гостинец" в нужном объеме так и не заработал.
Магазины же, открытые российскими бизнесменами, из–за узкого ассортимента не могут полностью заменить магазины шаговой доступности, резюмирует Евгений Трещенков.
Светлана Афонина, Дарья Зайцева
Белорусские производители занимают порядка 5 % в обороте и в ассортименте сети. Особенно сильны их позиции в молочке, а также в безалкогольных и алкогольных напитках, в основном за счет кваса и пива. В непродовольственных товарах спрос на их продукцию, как правило, ниже. важным конкурентным преимуществом российских производителей перед белорусами является простота документооборота. У российских поставщиков схемы, как правило, прямые и прозрачные. При прочих равных условиях мы предпочитаем работать именно с российскими поставщиками. Но многие белорусы, не желая терять перспективный российский рынок, отказываются от работы через дистрибьюторов и открывают свои представительства, получая те же права, что и у российских поставщиков.
Ладимир Волошин
директор по закупкам сети оптоклубов «Ряды»
В Москве осталось очень мало магазинов с белорусской продукцией. Вообще, они работают в очень странной, специфической методике — везде одна и та же продукция. Говорить, что она очень качественная, неправильно, потому что есть продукция абсолютно разная. вместе с белорусской продукцией в Россию, предположительно, поступают санкционные товары из Европы. Например, белорусская продукция идет к нам вместе с польской, которая дешевле и ниже по качеству . Она переупаковывается в Белоруссии и отправляется дальше в Россию. объемы таких поставок огромные.
Андрей Суздальцев
заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

В контексте

Популярность (реальная или мнимая) магазинов белорусских товаров объясняется очень просто и совсем вне экономической логики. Это отголоски ностальгии. Когда мы были молодые и чушь прекрасную несли, тогда косметика и еда из братской Белоруссии были дешевы и вкусны.
Движимые этим же стереотипом, влетаем мы в магазин трикотажа, оформленный в красных и зеленых тонах, — и сюрприз–сюрприз, вовсе не так бюджетно выходит костюмчик из хлопка или льна. Белорусская косметика, опять же, не так хороша и стойка, как во времена союзных республик, а продукты на фоне разнообразия вариантов в супермаркетах оказываются на любителя. Легендарная история с «белорусскими» креветками и яблоками после введения санкций против России вообще показательна. Желание подзаработать на проблемах родственного соседа многое говорит о качестве семейных связей народов. Впрочем, этот эпизод уже в прошлом, хотя осадочек, конечно же, остался.
Сохраняются, однако, к белорусской продукции вопросы у Россельхознадзора. Их два: откуда на самом деле товар и что там с соответствием санитарным требованиям. Первый вызван объемами производства и не соответствующими им объемами экспорта, второй — направлением этого экспорта. Оно в основном одно — в Россию, а ведь было бы логично продавать прекрасные товары везде (и покупать тоже).
Так что, как ни сложно бывает отказаться от теплых воспоминаний об ушедшей любви, приходится признать, что качество поставок оставляет желать лучшего. Получить это лучшее, кстати, вполне возможно — преодолеваете несколько сотен километров, оказываетесь на территории Белоруссии, и товары местных производителей ваши — во всей палитре их настоящего вкуса. Так же и Китай производит и продает совершенно разное внутри страны и вне ее.
Эксперты говорят и о псевдобелорусских марках, и о том, что большим торговым сетям сотрудничество с тамошними производителями просто невыгодно. Например, в части молочки это очевидно, поскольку поставщики есть и поближе, а ценность «традиций уникального качества» при длительной выдержке в холодильнике зримо снижается.
Если смотреть на вещи объективно (а уже давно активным покупателем стало поколение, не считающее белорусское молоко, колбасу или тушь для ресниц эталоном качества), то игра на ностальгии не может длиться ни вечно, ни даже долго. Общество осознанного потребления все чаще умеет читать этикетки, сравнивать цены и рационально планировать свою корзину. В моде ЗОЖ, фермеры, правильное питание, местные производители и качество. Грамотному потребителю не все равно, что есть, что надевать и чем мазать лицо. Ностальгия больше не аргумент.
Вера Хейфец